Кафе закрыли на ремонт. Что делать с работниками?

Что делать, если в связи с закрытием кафе на ремонт, который будет проводиться силами сторонней организации, работодатель не может обеспечить сотрудников работой? Нужно ли, пока идет ремонт, выплачивать заработную плату?

Кафе закрывается на ремонт, который будет проводиться силами сторонней организации. Сотрудники кафе (повара, заведующий производством, кухонные работники) в период проведения ремонта к работе привлекаться не будут (возможности перевести их на другую работу нет). Что делать в такой ситуации (можно ли работников отправить в отпуск, нужно ли им выплачивать заработную плату за период ремонта)?

Ремонт + административный отпуск?

Понятно, что для работодателя наиболее выгодным является нахождение работников в период ремонта в административном отпуске (когда есть отпуск, но нет его оплаты). Однако в силу ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику исключительно по его письменному заявлению (ввиду семейных обстоятельств или других уважительных причин). Работодатель же в качестве инициатора такого отпуска выступить не может. Поэтому в результате закрытия кафе на ремонт работники не могут быть отправлены в административный отпуск. Исключение касается только ситуации, когда сотрудник сам изъявил желание уйти в административный отпуск (например, еще до того, как работодателем был издан приказ о простое).

Ремонт + очередной оплачиваемый отпуск?

Если период простоя совпадает с запланированным ежегодным очередным оплачиваемым отпуском, работнику предоставляется отпуск. Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно графиком отпусков. График должен быть утвержден работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее двух недель до наступления календарного года. Важно: график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. Случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск может быть продлен или перенесен, перечислены в ст. 124 ТК РФ (приостановление деятельности в нем отсутствует). В то же время, если работник изъявит желание уйти в очередной оплачиваемый отпуск в период простоя, работодатель вполне может пойти ему навстречу и предоставить отпуск.

Добавим: согласно новой ст. 262.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 13.07.2015 № 242-ФЗ (вступил в силу 24.07.2015), одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

Ремонт = простой?

Поскольку в период проведения ремонта в кафе работодатель не может обеспечить сотрудников работой, данное время следует объявить периодом простоя (если сотрудники не изъявили желание уйти в административный или очередной оплачиваемый отпуск). Кемеровский областной суд в Апелляционном определении от 16.04.2015 по делу № 33-3779 подчеркнул следующее.

Действующим трудовым законодательством не урегулирован порядок введения и оформления простоя.

В условиях свободы экономической деятельности разрешение вопроса о необходимости объявления простоя относится к компетенции работодателя и является его правом.

Период простоя является рабочим временем и не относится ко времени отдыха, поскольку в ст. 107 ТК РФ данный вид времени не указан.

Временная приостановка работы (простой) может касаться всех работников организации либо их части.

Для разрешения вопроса об обоснованности издания ответчиком приказа о простое являются обстоятельства, подтверждающие наличие объективных причин для объявления простоя.

Простоем признается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ). Причем именно на работодателя возложена обязанность по доказыванию наличия указанных обстоятельств (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Время простоя в определенных случаях подлежит оплате. Из статьи 157 ТК РФ следует, что оплата времени простоя зависит от того, по чьей вине произошел простой.

Итак, если в простое виновен работодатель, время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Время простоя, случившегося по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, также оплачивается, но уже в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Не оплачивается время простоя только в том случае, если виновником приостановления работы является сотрудник.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте может быть установлена оплата простоя в повышенном размере (более 2/3) при наличии производственной необходимости, финансовых возможностей работодателя. Если этого не сделано, начисления осуществляют исходя из минимального размера, определенного Трудовым кодексом. Особенности порядка исчисления средней заработной платы закреплены в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

В рассматриваемой ситуации виновником простоя является работодатель, поскольку в его обязанности входит согласно ст. 22 ТК РФ предоставление работникам работы, обусловленной трудовым договором. Поэтому период проведения ремонта сотрудникам кафе (поварам, заведующему производством, кухонным работникам) должен быть оплачен как простой по вине работодателя в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника. Причем если ремонт будет закончен подрядчиком позднее оговоренного договором подряда срока, то вина с работодателя в простое не снимается, поэтому оплата остается прежней (2/3 средней заработной платы). Подтверждение этому можно найти в Апелляционном определении Московского областного суда от 26.06.2013 по делу № 33-11960/2013: само по себе нарушение подрядчиком установленных контрактом сроков окончания капитального ремонта не освобождает работодателя от обязанности оплаты времени простоя в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

К сведению

Если причиной простоя является негативное финансовое положение общества (отсутствие заказов), такой простой также оплачивается в размере не ниже 2/3 среднего заработка работника. Это связано с тем, что в описанной ситуации простой имеет место по вине работодателя, ведь отсутствие заказов – это финансовый (коммерческий) риск в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 16.04.2015 по делу № 33-3779, Определение Нижегородского областного суда от 19.01.2010 по делу № 33-207/10).

Ремонт + простой + временная нетрудоспособность?

Если период простоя совпадает с временной нетрудоспособностью работника, нужно определиться, какая выплата должна быть произведена за период простоя: оплата именно времени простоя или пособие по временной нетрудоспособности. Если временная нетрудоспособность наступила после того, как начался ремонт (период простоя), за период ремонта заболевшему сотруднику пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается (этот период оплачивается как простой). По-другому складывается ситуация, если временная нетрудоспособность наступила до периода простоя и продолжается в этот период (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Тогда работнику выплачивается пособие, причем в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Если нетрудоспособность сотрудника продолжается и после простоя, пособие за период болезни после окончания простоя назначается в установленном порядке.

Таким образом, если период простоя по вине работодателя совпадает с временной нетрудоспособностью сотрудника, это время оплачивается:

(Естественно, следует помнить о том, что коллективным договором, локальным нормативным актом может быть установлена оплата простоя в повышенном размере по сравнению с предусмотренным Трудовым кодексом.)

Кстати, если на период простоя работнику предоставлен административный отпуск, наступление временной нетрудоспособности не означает, что за период простоя, совпадающий с нетрудоспособностью, будет выплачено пособие. Основание – п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которому пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты. Это правило не распространяется на случай утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

* * *

Если при проведении ремонта в кафе его сотрудники не привлекаются к работе, работодатель сталкивается с необходимостью объявления этого времени периодом простоя, виновником которого является сам работодатель. «Навязать» работникам на это время административный отпуск работодатель не вправе. Оплата указанного периода простоя осуществляется в размере не менее 2/3 среднего заработка сотрудника (даже если во время простоя работник заболел). Если временная нетрудоспособность сотрудника случилась до периода простоя, за период, когда простой и нетрудоспособность совпадают, ему выплачивается пособие, равное, опять же, как минимум 2/3 среднего заработка, но не выше расчетного размера пособия. В то же время работник может изъявить желание взять на период простоя ежегодный оплачиваемый отпуск (если таковой не отгулян), а работодатель вправе его предоставить.