Как поступать, если директор просит выполнять обязанности, которые вы считаете лишними

Чем поможет эта статья: выбрать из несвойственных бухгалтерии обязанностей те, которые позволят вам существенно повысить свой опыт, авторитет и ценность вашего подразделения в компании.
От чего убережет: вы найдете аргументы в пользу того, что ту или иную функцию разумнее возложить не на бухгалтерию, а на другое подразделение компании.

Очень часто приходится слышать от коллег, что бухгалтерия — это самое неуважаемое подразделение в компании. Бухгалтеров обвиняют в консервативности, неповоротливости, бюрократизме и прочих смертных грехах. И даже премии по итогам работы сотрудникам бухгалтерии обычно начисляются в последнюю очередь, да еще и в минимальном размере.

Об авторе

Павел Меньшиков — автор бестселлера «Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии», имеет многолетний опыт работы главным бухгалтером.

Главбух — заместитель директора со всеми вытекающими обязанностями

Основная причина не самого позитивного отношения к бухгалтерии в том, что главный бухгалтер зачастую сам отделяет себя от остальных, говоря: «Моя задача — сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность, а все остальное — несвойственные функции, которые бухгалтерия выполнять не должна». В результате генеральный директор начинает воспринимать бухгалтерию как подразделение, нужное не для бизнеса компании, а для чего-то другого.

Чтобы изменить ситуацию, имеет смысл перейти от конфронтации к конструктивному сотрудничеству. В современных компаниях понятия «классическая бухгалтерия» давно не существует. Поэтому не стоит отказываться выполнить то или иное поручение руководителя с аргументацией — это нетипичная для бухгалтерии функция или этого нет в должностных инструкциях. Такое поведение — путь в никуда, ведь генеральный директор имеет право в любой момент пересмотреть должностные инструкции. Более того, в них обычно и так содержится пункт о том, что главный бухгалтер обязан выполнять прочие распоряжения руководителя.

И еще. Главный бухгалтер по сути является таким же заместителем генерального директора, как и все остальные, а бухгалтерия — это такое же бизнес-подразделение, как отдел сбыта или отдел снабжения. Директор имеет право поручить любому своему подчиненному любую задачу, если посчитает это нужным — на то он и директор. А заместитель обязан ее выполнить — на то он и заместитель.

Как дела у коллег

Загружают ли вас на работе чем-либо кроме собственно учета и расчета налогов?

Источник: опрос на сайте www.glavbukh.ru

Сроки, цена и качество — три аргумента, которые помогут освободить бухгалтерию от лишней работы

Если главбух считает ту или иную функцию излишней, единственное, что он может сделать, — попытаться переубедить генерального директора. Внушить ему, что соседнее подразделение справится с ней лучше бухгалтерии, используя три аргумента: сроки, цена, качество.

К примеру, снабженцам проще договориться с поставщиками о своевременном поступлении в компанию накладных или о подписании актов об оказании услуг. Бухгалтерии же на «выбивание» документов потребуются дополнительные время и силы, а результат будет заведомо хуже. Сотрудники отдела сбыта могут быстрее, дешевле и лучше бороться с просроченной дебиторской задолженностью, ведь они и так постоянно и очень плотно общаются с менеджерами компаний-должников.

Иногда целесообразно разбить одну большую функцию на несколько подфункций и распределить их между несколькими службами. Скажем, закрепить за бухгалтерией обязанность регулярно предоставлять информацию о величине дебиторской задолженности в разрезе контрагентов, договоров и сроков тем подразделениям, которые, в свою очередь, отвечают за своевременную оплату отгруженной продукции или оперативное поступление документов по авансам, выплаченным поставщикам.

Компаниям выгоднее найти универсального бухгалтера, чем нанимать несколько человек

Комментирует Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter

— Многие компании стараются найти универсального сотрудника, которому можно платить немного больше — в любом случае это выгоднее, чем нанимать двух человек, оборудовать им рабочие места, предоставлять соцпакет и выдавать зарплату.

В бухгалтерских вакансиях, которые размещаются на hh.ru, значатся, например, такие обязанности: взаимодействие с финансовым отделом для подготовки управленческих отчетов; согласование договоров и их оценка с точки зрения налоговых последствий; участие в разработке новых проектов компании и автоматизации бизнес-процессов. Если в резюме бухгалтера значится только зарплатный участок, то это может быть скромный оклад. А когда он знает МСФО, умеет вести управленческий учет, то трудностей с поиском работы у него возникает меньше, и он может рассчитывать на зарплату от 80 000 руб.

Дополнительные обязанности — это опыт, авторитет и возможность повысить ценность бухгалтерии

Вместе с тем оптимально не только не пытаться отказаться от дополнительных функций, а, наоборот, постараться взять их на себя. Причин для этого три.

Первая: главному бухгалтеру имеет смысл получить опыт в новой для себя области, чтобы впоследствии быть более востребованным на рынке труда.

Вторая причина — можно увеличить свое влияние и вес в компании, найти общий язык с соседними отделами. Например, визируя новые договоры, бухгалтерия должна иметь возможность согласовывать величину аванса в диапазоне от 0 до 60 процентов. Службы, ответственные за договоры, заинтересованы, чтобы размер аванса был как можно выше, об этом их просят поставщики. И чтобы получить от бухгалтерии добро на 60 процентов, они будут стараться добросовестно выполнять все ее требования. В частности, своевременно и правильно оформлять «первичку».

Третья причина — стоит показать генеральному директору реальную полезность бухгалтерии, то, что она не просто «съедает» деньги на свое содержание, а приносит вполне ощутимые результаты. Тогда главному бухгалтеру будет намного проще решать проблемы, связанные с низкой оплатой труда или недостаточной численностью сотрудников.

Одной из функций, которую каждому главбуху следует взять на себя, является оптимизация налогообложения. В любых, даже самых небольших, компаниях всегда найдется способ снизить налоговые выплаты. Главный бухгалтер, как никто другой, знает, как этого добиться — часто достаточно лишь немного переформулировать предмет договора или условия взаиморасчетов. А генеральный директор наверняка это оценит.

Однако перед тем, как согласиться выполнять те или иные дополнительные обязанности, очень важно обсудить с руководителем, что он под ними понимает, какие результаты ожидает получить. Например, если директор поручает бухгалтерии вести управленческий учет, не нужно сразу расстраиваться и пытаться придумать, как избежать огромной дополнительной нагрузки. Возможно, он хочет всего лишь получать ежедневные выписки с расчетных счетов, чтобы видеть, откуда пришли деньги и куда они ушли. Это не требует больших трудозатрат, поэтому отказываться и лишний раз усложнять отношения с руководителем нет никакого смысла. Наоборот, можно попытаться стать его правой рукой.

Частая ошибка

Не стоит сразу отказываться от дополнительных функций — возможно, директор не имеет в виду большой объем работы.

Но совсем другое дело, если под управленческим учетом директор подразумевает отличное от бухгалтерского учета отражение основных хозяйственных операций, требующее разработки отдельной учетной политики, а также формирование большого объема дополнительной отчетности. В этом случае главному бухгалтеру нужно оценить объем дополнительной работы в человеко-часах и обсудить с руководителем соответствующее увеличение штата либо попросить дополнительный бюджет на доработку информационной системы. Если же численность бухгалтерии увеличить не удалось, можно убедить директора передать часть старых функций в другие подразделения в обмен на выполнение новых.