При каких условиях работодатель имеет право вызвать работника на работу в нерабочее время, а также во время отпуска, выходных и праздничных дней?

Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Одним из основных прав работника является право на отдых. К видам времени отдыха относятся: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска (ст. 21, ст. 107 ТК РФ).

В зависимости от того, в какой из указанных видов отдыха работодатель будет привлекать работника к работе за пределами рабочего времени, будут зависеть условия и порядок такого привлечения.

В соответствии со ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для этого работника, только в порядке, определенном ТК РФ. Такое привлечение может быть в виде сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ) или на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

При сверхурочной работе работник по инициативе работодателя выполняет работу за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени.
Такое привлечение допускается с письменного согласия работника в следующих случаях:

без согласия работника возможно привлечение в случаях:

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Следует учитывать, что ТК РФ предусматривает ряд категорий работников (например беременные женщины, работники в возрасте до восемнадцати лет), привлечение которых к сверхурочной работе не допускается.

Инвалиды и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к сверхурочной работе только с их согласия, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом такие работники должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Работодателю необходимо учитывать, что продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

При ненормированном рабочем дне отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Исходя из положений статей 57 и 100 ТК РФ у работников, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, данное условие должно быть включено в трудовой договор. Если работник и работодатель уже пришли к соглашению о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день и в этой связи он будет эпизодически привлекаться к выполнению своей трудовой функции за пределами рабочего времени, то на каждый факт такого привлечения согласия работника уже не требуется.

В п. 2 Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1936 N 47 о ежегодных оплачиваемых отпусках указано, что отпуск предназначен для того, чтобы трудящийся мог восстановить свои физические и психические силы, израсходованные в течение года.

Указанные нормы говорят о том, что работник имеет право на отдых, в том числе и на ежегодный оплачиваемый отпуск, во время которого он должен отдыхать, восстанавливая свое здоровье.

Тем не менее ст. 125 ТК РФ предусмотрена возможность отзыва работника из отпуска. Он допускается только с письменного согласия работника. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Этой же статьей предусмотрены категории работников, отзыв из отпуска которых запрещен, а именно: работники в возрасте до восемнадцати лет, беременные женщины и работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни регулируется ст. 113 ТК РФ.

По общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается. Однако существуют исключения.

Работники могут быть привлечены к работе в выходные и праздничные дни только с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений.

без согласия работника допускается привлечение его к работе в выходные и нерабочие праздничные дни только в случаях, прямо предусмотренных частью третьей ст. 113 ТК РФ, а именно:

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Законом предусмотрен ряд категорий работников (инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет), привлечение которых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные категории должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Полный запрет на привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни установлен в отношении беременных женщин (ст. 259 ТК РФ), работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 268 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

18 марта 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.