Нужно ли уведомлять о переходе на электронные трудовые книжки внешних совместителей?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

У работодателя нет обязанности уведомлять внешнего совместителя о переходе на электронные трудовые книжки.

Обоснование позиции:

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде (далее - Закон N 439-ФЗ). Указанным законом в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым в настоящее время существует два основных документа о трудовой деятельности и трудовом стаже работника: трудовая книжка установленного образца (ст. 66 ТК РФ) и сведения о трудовой деятельности работника (часть первая ст. 66.1 ТК РФ).

При этом законодательство не содержит термина электронная трудовая книжка. Как следует из положений частей первой и второй ст. 66.1 ТК РФ, электронная трудовая книжка - это совокупность сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (в том числе сведения о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора), хранящаяся в информационных ресурсах Пенсионного Фонда РФ.

Из вышеизложенного можно предположить, что электронная трудовая книжка - это сведения о трудовой деятельности работника, сформированные и сохраняемые в электронном виде в информационных ресурсах ПФР на основании формы СЗВ-ТД, предоставляемой работодателем.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 439-ФЗ работодатель должен не позднее 30 июня 2020 года уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки (ст. 66 ТК РФ) или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ).

Законодатель не установил каких-либо исключений или уточнений в отношении статуса работников, которые должны быть уведомлены работодателем о переходе на электронные трудовые книжки. Вместе с тем, по мнению специалистов Роструда, работодатель не обязан уведомлять внешнего совместителя об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, поскольку трудовую книжку такого работника он не ведет*(1).

Действительно, в силу положений ст.ст. 6566 ТК РФ, а также п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, трудовая книжка работника предъявляется работодателю по месту основной работы, где и ведется. При заключении трудового договора на условиях совместительства в силу прямого указания части первой ст. 65 ТК РФ гражданин не должен предъявлять работодателю трудовую книжку. Записи о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по желанию работника по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (часть пятая ст. 66 ТК РФ, п. 20 Правил) (смотрите также определения Московского городского суда от 24.02.2016 по делу N 33-6275/16, Верховного Суда Удмуртской Республики от 14.12.2016 по делу N 33-5833/2016).

Поэтому, на наш взгляд, у работодателя нет обязанности уведомлять внешнего совместителя о переходе на электронные трудовые книжки*(2). Положения ч. 2 ст. 2 Закона N 439-ФЗ, устанавливающие право каждого работника не позднее 31 декабря 2020 года*(3) подать работодателю письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки, по нашему мнению, на внешнего совместителя также не должны распространяться. Представляется, что такое заявление внешнему совместителю целесообразно представить работодателю по основному месту работы, где ведется и хранится его бумажная трудовая книжка.

В заключение обращаем внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может не совпадать с позицией контролирующих органов. Поэтому мы рекомендуем обратиться с запросом в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (101000, Москва, Мясницкая улица, 40, стр. 16) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Электронная трудовая книжка;

- Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 декабря 2019 г. "Итоги года: трудовые отношения".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Странцова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

14 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите вопрос-ответ, размещенный на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ" по ссылке https://онлайнинспекция.рф/questions/view/118971.

*(2) При этом сведения о трудовой деятельности каждого работника работодатель предоставляет для хранения в информационных ресурсах ПФР (ст. 66.1 ТК РФ). Следовательно, сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД заполняются и представляются страхователями в территориальный орган ПФР на всех работников данного работодателя, включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе (п. 1.4 Порядка..., утвержденного постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п).

*(3) Для работников, не имевших возможности до 31 декабря 2020 г. включительно подать работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности, законодатель предусматривает возможность сделать это в любое время и позже указанной даты (ч. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ).