Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта

Целями разработки положение об оплате труда работников учреждения являются определение формы и систем оплаты труда, установление системы критериев для начисления оплаты труда в повышенном размере, усиление материальной заинтересованности работников в повышении количественных и качественных показателей труда и др. Какие разделы нужно включить в названный локальный акт и на что обратить внимание в каждом из таких разделов?[1]

Нормативное регулирование.

Положениями ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

При разработке положение об оплате труда спортивных учреждений следует руководствоваться:

Следует учитывать, что на основе указанных нормативных актов на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов разрабатываются свои документы, в соответствии с которыми должны производиться расчеты зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта, например:

Структура и содержание положения об оплате труда.

При разработке своего локального нормативного акта учреждению существенно облегчит работу использование типового положения об оплате труда.

Какие разделы нужно включить в такой локальный акт и на что обратить внимание в каждом из таких разделов, рассмотрим далее.

I. Общие положения

В данный раздел обычно включают:

В силу п. 8 Примерного положения ФОТ работников федеральных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральным учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. При этом предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минспорта, составляет не более 40 %.

II. Порядок и условия оплаты труда: основные условия оплаты труда работников учреждений; порядок и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера

В данном разделе необходимо прописать размеры:

Размеры окладов, надбавок и иных выплат следует определять с учетом штатного расписания и имеющихся средств на оплату труда.

Установление окладов. Оклады должны быть установлены так, чтобы они были дифференцированы в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп). По должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников различных профессиональных квалификационных групп (ПКГ) устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Минимальные размеры окладов (ставок) работников различных ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом обеспечения финансовыми средствами рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:

Коэффициенты рекомендуется устанавливать на определенный период времени в течение соответствующего календарного года или на более длительный срок (например, олимпийский цикл – четыре года).

Повышающие коэффициенты квалификации к окладам (должностным окладам) по должностям «спортсмен», «спортсмен-инструктор» устанавливаются в зависимости от наличия спортивного разряда, спортивного звания.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов квалификации составляют:

Установление надбавок. Необходимо предусмотреть возможность установления:

Кроме того, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера приведен в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167.

Установление выплат компенсационного характера и доплат. Такие выплаты устанавливаются за работу:

Конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством.

В качестве компенсационных могут быть предусмотрены выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, осуществляются в размере (ст. 147 ТК РФ) (выбрать нужное):

Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями осуществляются с применением (ст. 315 – 317 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1999 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях») (выбрать нужное):

1) районного коэффициента:

2) процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях:

За работу в выходные и нерабочие праздничные дни оплата осуществляется:

Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573):

Установление стимулирующих выплат. Объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. В частности, в федеральных учреждениях предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

Конкретный размер премии может устанавливаться как в процентном отношении к окладу, так и в абсолютном значении.

Кроме того, стимулирующие выплаты могут быть установлены молодым специалистам (работникам в возрасте до 35 лет, получившим среднее профессиональное или высшее образование при первичном трудоустройстве по специальности в организации, осуществляющим спортивную подготовку), а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами.

Тренерскому составу можно устанавливать стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ.

Установить тренерскому составу стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ:

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждений.

Разработка показателей и критериев оценки эффективности труда осуществляется с учетом принципов:

Например, в качестве показателей эффективности труда можно установить достижение наивысшего результата, показанного спорт­сменом на соревновании, при условии участия в соревновании не менее пяти участников (пар, групп, экипажей), команд по каждому виду программы или подготовку спортсмена к соревнованиям на региональном уровне или чемпионатам (Европы, мира и пр.) с занятием спортсменом призового места.

Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за качество выполняемых работ в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы в следующих размерах:

1) за отраслевые нагрудные знаки «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного образования», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный работник физической культуры», «Почетный работник среднего профессионального образования» и иные отраслевые нагрудные знаки за заслуги в области физической культуры и спорта – 20 %;

2) за ведомственные награды, спортивные звания «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта СССР международного класса», «Гроссмейстер СССР», «Мастер спорта СССР», «Мастер спорта России» (работникам, непосредственно реализующим в учреждении дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и (или) осуществляющим спортивную подготовку по олимпийским и (или) неолимпийским видам спорта) – 30 %;

3) за ученую степень кандидата наук, почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», за государственные награды, включая почетные звания Российской Федерации и СССР», за почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» – до 40 %;

4) за почетные спортивные звания «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР» (работникам, непосредственно реализующим в учреждении дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и (или) осуществляющим спортивную подготовку по олимпийским и (или) неолимпийским видам спорта) – до 40 %;

5) за образцовое качество выполняемых работ, соблюдение регламентов, стандартов, технологий, сроков, требований к процедурам при выполнении работ, оказании услуг – до 20 %;

6) за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, – до 10 %;

7) за положительную оценку работы сотрудника (не менее 95 %) со стороны потребителей услуг (участников мероприятий) учреждения (отсутствие обоснованных жалоб) – до 10 %;

8) в целях привлечения и укрепления кадрового тренерского состава рекомендуется применять стимулирующие выплаты молодым специалистам, а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами (далее – специалист-наставник):

Выплата материальной помощи. Из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

III. Условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителей и главного бухгалтера

По общему правилу заработная плата данных категорий работников складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.

Устанавливая оклад руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, стоит учитывать п. 20 Примерного положения и нормы Единых рекомендаций, согласно которым должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

Оклады заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются на 10 – 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров учреждений, включенных в специальные перечни (в частности, в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р).

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Оценка выполнения целевых показателей и премирования руководителей возлагается на специально созданные комиссии. Такая комиссия действует в соответствии с разработанным в каждом федеральном исполнительном органе государственной власти положением о ней. Для оценки федеральных учреждений, находящихся в ведении Минспорта, положение об оплате труда учреждения о комиссии утверждено Приказом Минспорттуризма РФ от 18.11.2009 № 1073.

IV. Другие вопросы оплаты труда

Завершающий раздел положения. В нем отражаются вопросы по оплате труда, которые необходимо урегулировать учреждению, в частности:

Введение в действие положения об оплате труда.

По правилам ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Порядок учета такого мнения определен в ст. 372 ТК РФ. После согласования проекта локального нормативного акта со всеми заинтересованными лицами (например, с юридической службой) его вместе с обоснованием направляют в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме:


[1] По тексту во врезах приводятся примерные положения, которые могут быть использованы при разработке локального акта.