Должная осмотрительность

Должная осмотрительность – обязанность проверки контрагента на налоговые риски, в том числе на фирму-однодневку.

Основные показатели по должной осмотрительности

Компания или ИП должны проверить своего контрагента на добросовестность. Конкретного перечня или плана действий компании нет.

Основные показатели – платежеспособность, отнесения к фирмам-однодневкам, судебные разбирательства, банкротство и другое.

Минфин советует тщательно проверять контрагента при одновременном наличии следующих условий:

  • не представлены документы, подтверждающие полномочия руководителя или лица, ответственного за подписание договора;

  • нет информации и фактическом адресе контрагента, его филиал или обособленного подразделения или склада, с которого будет отгружаться товар;

  • контрагент участвовал во многих судебных разбирательствах в качестве ответчика;

  • есть сомнения, что у компании или ИП нет возможности выполнить условия договора, например, нет транспортного средства или плохое финансовое состояние, а сумма заказа – большая.

Как провести проверку контрагента для подтверждения должной осмотрительности

Для того чтобы подтвердить, что должная осмотрительность компания может создавать досье на каждого контрагента. В нем будет храниться его выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, скриншот результата проверки через сервис «Прозрачный бизнес» и «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».  А также решение о назначении на должность генерального директора, отсутствие или наличие судебных разбирательств и задолженности перед бюджетом и другие.

Эффективным инструментом проверки контрагентов служат сервисы, где собраны все данные с различных официальных сайтов, в частности, сервис "Досье контрагента".

Все документы должны быть заверены с указанием даты проверки или получения документов. На них надо поставить подпись, должность и ФИО лица, которое проводило проверку.

Если услуги, прописанные в договоре, требуют обязательной лицензии, то у контрагента надо запросить ее копию и также приложить к досье.

Кроме этого провести проверку можно еще и в момент подписания закрывающих документов. Таким образом компания или предприниматель смогут еще раз подтвердить тот факт, что они проявили должную осмотрительность по сделке.

Признаки недобросовестности контрагента

Хоть правил действия компании или ИП по должной осмотрительности нет, но есть критерии, на которые налоговая и суд обращают внимания при спорных ситуациях по налогам и вычетам по взаимоотношениям с недобросовестными контрагентами.

К признакам недобросовестности относятся:

  • контрагент был только что зарегистрирован;

  • в ЕГРЮЛ или ЕГРИП есть пометка «недостоверные данные»;

  • юридический адрес компании относится к массовым адресам регистрации;

  • генеральный директор или учредитель есть в перечне массовых;

  • взаимозависимость;

  • разовые, редкие и непостоянные сделки;

  • контрагента подозревали в дроблении бизнеса;

  • есть большая задолженность перед бюджетом;

  • много судебных разбирательств, связанных с неисполнением обязанности по договору, в которых контрагент – ответчик;

  • у компании или ИП нет расходов по деятельности, в том числе нет работников (нет расходов на оплату труда).

К дополнительным критериям может быть отнесено отсутствие основных средств, склада, автомобилей, лицензий и других активов при условии, что это необходимо для выполнения заказа.

Налоговая может также обратить внимание на отношение между контрагентами, если цены по сделке сильно завышенные или заниженные.

Если, конечно, у контрагента всего один или два из перечисленных признаков, это не означает, что он недобросовестный. Но если их много, то стоит задуматься при заключении договора.

Это не окончательный список, по которому налоговая и юридические лица могут проверять контрагентов на добросовестность. Все зависит от конкретной сделки и необходимых для ее выполнения условий.

Должная осмотрительность по закону: обязательная или нет

В законодательстве нет обязанности компаний и ИП проверять своих будущих контрагентов на добросовестность. Но статья 54.1 НК РФ предусматривает возможность юридических лиц проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. И об этом много раз говорила ФНС в своих письмах.

Если компания не проявит должную осмотрительность перед заключением договора, а потом окажется, что контрагент является недобросовестным, то организации могут отказать в вычете НДС или исключить расходы по оказанным услугам или выполненным работам из расчета налога на прибыль или налога по спецрежиму.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.