Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бесплатный финансовый анализ фирмы по ИНН
Регистрация
Подписка на новости

Неквалифицированная электронная подпись

08.10.2019 Печать Email

Согласно пункту 3 статьи 5 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» усиленная неквалифицированная электронная подпись (сокращенное название - неквалифицированная электронная подпись) – это электронная подпись, которая:

  1. получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

  2. позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

  3. позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

  4. создается с использованием средств электронной подписи.

Что представляет собой и как выглядит усиленная неквалифицированная электронная подпись

Усиленная неквалифицированная электронная подпись представлена в виде ключа, хранящегося на USB-носителе. Внутри флешки хранится специальная программа — криптопрограмма закрытого и открытого ключей.

Уточним, подобного рода программа - это специализированное программное обеспечение, предназначенное для работы с данной электронной подписью. При этом закрытый ключ представляет собой уникальную совокупность символов, известную только самому владельцу, а открытый ключ - это файл, который несет в себе сведения о пользователе данного инструмента.

Юридический статус усиленной неквалифицированной электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся.

Документы с неквалифицированной электронной подписью могут (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнены к бумажным документам, подписанным собственноручно.

В чем заключается отличие усиленной квалифицированной электронной подписи  от неквалифицированной усиленной неквалифицированной электронной подписи

Оба вида электронной подписи  создаются путем криптографического преобразования документа, подтверждают авторство и отсутствие изменений после подписания.

С юридической точки электронные подписи  равнозначны собственноручной подписи и печати. 

Отличие усиленной квалифицированной электронной подписи  от усиленной неквалифицированной подписи заключается в степени защищенности и возможностях.

Особенности усиленной неквалифицированной электронной подписи

Особенности усиленной неквалифицированной электронной подписи заключаются в следующем:

  • усиленную неквалифицированную электронную подпись  можно получить в не аккредитованном Удостоверяющем Центре;

  • не надо приобретать сертифицированный ключ проверки;

  • усиленная неквалифицированная электронная подпись позволяет участвовать в торгах в качестве поставщика.

Помимо выявления лица, поставившего электронную подпись, усиленная неквалифицированная подпись дает возможность проверить отсутствие (наличие) поправок в документе после его подписания.

Иными словами, использование усиленной неквалифицированной электронной подписи исключает случайное или намеренное внесение изменений в текст после подписания документа. 

Как можно получить усиленную неквалифицированную электронную подпись

Физические лица могут самостоятельно оформить усиленную неквалифицированную электронную подпись в своем личном кабинете налогоплательщика.

Эта электронная подпись предоставляется на бесплатной основе. Но и действует такая подпись только при отправке документов налоговым инспекциям через кабинет налогоплательщика.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели усиленную неквалифицированную подпись могут либо заказать в удостоверяющих центрах на платной основе, либо бесплатно создать ее собственными силами (или с помощью собственного IT-отдела, опытного программиста). 

Пакет необходимых документов для получения усиленной неквалифицированной электронной подписи

Процесс получения усиленной неквалифицированной электронной подписи несложен.

Для этого достаточно подать заявление на сайте выбранного удостоверяющего центра, а также приложить пакет необходимых документов.

Для физических лиц это:

  • гражданский паспорт;

  • ИНН;

  • свидетельство о регистрации деятельности, если речь идет об ИП;

  • СНИЛС;

  • контактные данные.

Для юридических лиц:

  • паспорт физического лица, на чье имя будет оформлена ЭП;

  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;

  • подтверждение занимаемой должности;

  • СНИЛС;

  • сведения о регистрации предприятия;

  • контактные данные.

При получении усиленной неквалифицированной электронной подписи заказчик обязан подтвердить свою личность.

Область применения усиленной неквалифицированной электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронная подпись имеет довольно ограниченную область применения.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись применяется физическими лицами в случаях отправки документов и сведений в налоговые органы через кабинет налогоплательщика (абзац 6 пункта 2 статьи 11.2 Налогового Кодекса РФ).

С помощью усиленной неквалифицированной подписи также можно получать справочные данные, информацию о налогах, оформлять официальные запросы. 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели используют усиленную неквалифицированную подпись при ведении электронного документооборота внутри компании и при отправке документов своим деловым партнерам и контрагентам.

При этом, перед использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания контрактов и ведения электронного документооборота с контрагентами необходимо заключить предварительный договор.

Только тогда документы, подтвержденные усиленной неквалифицированной подписью, будут считаться равноценными бумажным документам с ручной подписью (п. 2 ст. 6 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53182).

Также усиленная неквалифицированная подпись применяется поставщиками товаров (работ или услуг) при участии в электронных торгах.

То есть, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут участвовать в государственных закупках (подавать заявки, делать запросы, предложения) со стороны поставщика (ст. 5, ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). 

Аннулирование усиленной неквалифицированной электронной подписи

Сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи выдается только на год. По истечении этого срока необходимо приобрести новый сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи, так как использование старого сертификата усиленной неквалифицированной электронной подписи не будет иметь юридической силы. После получения нового ключа, прежний ключ окончательно аннулируется.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись  также может быть признана недействительной в определенных ситуациях, например, если было доказано нарушение конфиденциальности.

По закону владелец электронной подписи не имеет права доверять ее кому-либо, и, если факт передачи был признан, то сертификат подлежит обязательной замене.

Итоги

Усиленная неквалифицированная электронная подпись имеет довольно ограниченную область применения.

Усиленная неквалифицированная подпись нужна только физическим лицам, которые отправляют в налоговые органы документы и налоговые декларации через личный кабинет налогоплательщика.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей использование усиленной неквалифицированной подписи целесообразно при ведении значительного объема внутреннего или внешнего документооборота и при наличии в штате компании программистов, имеющих опыт применения средств криптографии.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Неквалифицированная электронная подпись: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию