Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Квалифицированная электронная подпись – это электронная подпись, которая подтверждает личность отправителя, гарантирует неизменность отправленного документа, заменяет собственноручную подпись и печать. Степень защиты квалифицированной электронной подписи является высокой.
Квалифицированная электронная подпись создается на основе криптографического преобразования.
Cфера применения квалифицированной электронной подписи - удаленное заключение договоров, сдача отчетности, электронный документооборот с госструктурами и контрагентами. С помощью квалифицированной электронной подписи можно получить доступ к информационным государственным системам и пользоваться государственными услугами удаленно.
Видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.
Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (квалифицированная электронная подпись) (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 63 – ФЗ «Об электронной подписи»).
Квалифицированная (усиленная) электронная подпись – это электронная подпись, обладающая дополнительными признаками защищённости: ключом проверки и подтверждёнными средствами электронной подписи (п. 4 ст. 5 Федерального закона № 63 – ФЗ «Об электронной подписи»).
Отметим, что усиленная квалифицированная электронная подпись - это самый регламентированный государством вид подписи.
Усиленная квалифицированная электронная подпись - это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий.
Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно.
Если организации ведут электронный документооборот, то подписывая документы усиленной квалифицированной электронной подписью, их юридическая сила признается автоматически согласно Федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Усиленная квалифицированная электронная подпись создается с привлечением криптографических средств, подтвержденных компетентными органами, а именно ФСБ РФ.
Гарантом подлинности в данном случае выступает специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.
Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в любой аккредитованный удостоверяющий центр.
Квалифицированная электронная подпись нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.
В настоящее время насчитывается более пятидесяти сфер, где применяется квалифицированная электронная подпись.
Наличие квалифицированной электронной подписи является обязательным условием для работы с:
Порталами Госуслуг. Получать услуги в электронном виде могут юридические организации и физические лица. При этом авторизоваться на сайте государственных услуг можно с помощью электронной подписи.
Самые востребованные и популярные услуги на сайте:
подача запросов в федеральные органы исполнительной власти;
представление налоговой декларации в налоговые органы;
оплата штрафов в ГИБДД;
оформление и покупка полиса ОСАГО;
оформление загранпаспорта;
подача документов в вуз;
другие услуги.
Системой межведомственного электронного взаимодействия. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это информационная система, с помощью которой федеральные, региональные и местные органы власти обмениваются данными для оказания госуслуг гражданам и организациям. Получить доступ к СМЭВ могут только органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их подведомственные организации, которые оказывают государственные и муниципальные услуги (администрации, министерства, службы и т.д.). Удостоверяющие центры выпускают сертификаты для работы с этой информационной системой – квалифицированный «СМЭВ»;
Также квалифицированная электронная подпись используется для:
сдачи отчетности в налоговые органы;
отправки банковских и иных документов через Интернет;
исполнения государственных и муниципальных функций;
совершении иных юридически значимых действий.
Электронная подпись нужна для работы на электронных торговых площадках и заказчикам, и поставщикам.
Именно подпись придает юридическую силу всем операциям на электронных торговых площадках и контрактам, которые заключают между собой контрагенты.
Требования к виду электронной подписи зависят от конкретной площадки.
Для шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок вид электронной подписи закреплен в специальном регламенте, и ни одна электронных торговых площадках не имеет право их поменять.
Квалифицированная подпись потребуется, чтобы участвовать:
в торгах по реализации имущества банкротов;
в закупках по Федеральным законам 44 - ФЗ и 223-ФЗ в качестве заказчика и поставщика;
в торгах коммерческих компаний.
Юридические организации и физические лица могут заверять любые документы с помощью квалифицированной электронной подписи.
Отметим, что квалифицированная электронная подпись придает документам юридическую силу.
Во внутреннем документообороте квалифицированная электронная подпись используется для того, чтобы визировать и утверждать электронные документы.
Например, генеральный директор подписывает с помощью квалифицированной электронной подписи распоряжения, приказы, договоры с поставщиками и покупателями. Это означает, что подписанный документ утвержден и подлежит исполнению.
Крупные компании, у которых формируется огромное количество внутренних и внешних документов, осуществляют интеграцию системы электронного документооборота со своей бухгалтерской программой. Это помогает организации избавиться от необходимости дублировать на бумаге все документы, в том числе договоры с контрагентами, бухгалтерские первичные документы, и т.д.
Документы, которые подписаны с помощью квалифицированной электронной подписи, можно хранить в электронном архиве, использовать в арбитражном суде в качестве доказательства правомерности тех или иных действий.
Для некоторых организаций и предпринимателей квалифицированная электронная подпись необходима для возможности сдачи отчетности в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Так, например, документы в электронном виде обязаны сдавать:
плательщики НДС;
компании, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
фирмы с численностью персонала более 25 человек, когда речь идет об отчетности в ПФР и ФСС.
Квалифицированная электронная подпись требуется всем предпринимателям, которые по закону обязаны использовать онлайн-кассы.
Без квалифицированной электронной подписи невозможно зарегистрировать ККТ в налоговой инспекции и оформить договор с компанией-оператором фискальных данных.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.