Согласно пункту 1 статьи 1027 «Договора коммерческой концессии» Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Из вышеупомянутого определения следует, что договор коммерческой концессии по своей юридической природе является:
Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
Взаимным – обе стороны имеют права и несут обязанности.
Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
При этом такой договор может быть срочным и бессрочным, то есть он может заключаться на определенный срок, а также без указания такого срока.
Предметом договора являются исключительные права имущественного характера, то есть комплекс исключительных прав на средства индивидуализации:
товарный знак, знак обслуживания (статья 1477 ГК РФ);
коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК РФ);
секрет производства (ст. 1465 ГК РФ).
К дополнительным элементам, которые входят в состав предмета концессии, относятся деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.
Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь.
Правообладатель – это лицо, обладающее исключительным правом на товарный знак или коммерческое обозначение, а также другими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
К таким лицам относятся:
коммерческие организации, которые созданы в Российской Федерации;
иностранные юридические лица;
иностранцы;
индивидуальные предприниматели.
Пользователями могут выступать как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Это лица, которые получают право на пользование комплексом исключительных прав.
Отметим, что сторонами договора коммерческой концессии не могут выступать физические лица. Если такое лицо желает воспользоваться комплексом исключительных прав, то оно должно зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель.
В круг обязанностей правообладателя входит:
передача пользователю документации, относящейся к предмету договора, а также предоставление иной информации, которая необходима для осуществления им своих прав по договору коммерческой концессии;
проведение инструктажа для самого пользователя, а также его работников или иных лиц, которые непосредственно будут работать с комплексом исключительных прав.
Кроме этого в договоре коммерческой концессии может быть предусмотрено, что правообладатель обязан:
обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования предмета договора (уплата пошлины или регистрационного сбора);
постоянно оказывать пользователю техническое и консультативное содействие (обучение, повышение квалификации и т.д.);
проводить контроль качества товаров, работ или услуг, которые производятся пользователем комплекса исключительных прав (создание некой системы внутренней сертификации).
использовать результаты интеллектуальной деятельности правообладателя;
обеспечивать качество производимых им товаров, работ или услуг;
соблюдать все инструкции и указания правообладателя, в том числе и внешнего, и внутреннего оформления коммерческих помещений;
оказывать покупателям дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать в случае приобретения товара у правообладателя;
не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и иную конфиденциальную информацию;
предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
информировать покупателей об использовании им результатов интеллектуальной деятельности в силу договора коммерческой концессии.
Статья 1028 Гражданского Кодекса РФ указывает на то, что договор коммерческой концессии должен быть оформлен в письменной форме. При несоблюдении таких требований договор считается ничтожным.
Законодательством не установлено правил по установлению срока договора.
Поэтому стороны вправе указывать в договоре коммерческой концессии определенный срок либо не указывать время действия соглашения.
Предоставление в пользование исключительными правами подлежит регистрации в уполномоченном органе – Роспатент. Если данное требование не исполняется, то предоставление права пользования считается несостоявшимся.
Отметим, что регистрируется не договор коммерческой концессии, а само предоставление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Таким образом, отсутствие регистрации не делает договор недействительным. При заключении договора одна сторона может потребовать регистрацию предоставляемых прав. Как правило, данное требование выдвигается стороной, которая намерена использовать предмет исключительных прав в своих целях.
Форма выплат в качестве вознаграждения правообладателю может быть различной, как правило, это единовременное вознаграждение. В течение срока действия договора коммерческой концессии выплачивается роялти, которые определяются как процент от продаж, надбавки к оптовой цене.
Статья 1030 Гражданского Кодекса РФ содержит рекомендательное указание на формы оплаты и расчетов между сторонами договора коммерческой концессии. Так, выплаты могут осуществляться в форме фиксированных разовых платежей, либо таковые могут быть периодическими. Также возможна такая форма, как отчисления от выручки, наценки на оптовую стоимость товаров. Данный перечень не является закрытым, форма может быть какой угодно, она определяется сторонами договора коммерческой концессии.
К факторам, которые оказывают влияние на формирование цены договора коммерческой концессии, относятся:
затраты правообладателя, которые были произведены для получения конечного результата товарного знака, промышленного образца и т.д.;
затраты на обеспечение правовой защиты объекта интеллектуальной собственности;
затраты на рекламные кампании для целей раскрутки бренда;
стоимость страхования объекта интеллектуальной деятельности;
уровень правовой охраны объекта (одиночный патент, блок патентов, семейство аналогов и др.)
Коммерческая концессия позволяет пользователю
использовать известное обозначение, товарный знак (бренд) в своей деятельности, что поможет ему быстрыми темпами развивать свою предпринимательскую деятельность; либо
получить доступ к навыкам и умениям тех лиц, которые являются правообладателями.
Крупный правообладатель в свою очередь имеет возможность расширить свою деятельность, сделать ее более известной и популярной. А также получать дополнительный доход посредством использования института франчайзинга.
В данном случае в выигрыше остаются и потребители, так как доступ к конечной продукции увеличивается и становится достаточно простым. И, что самое главное, обеспечивается право на качественную продукцию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.