Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Информация по прекращаемой деятельности

27.01.2020 Печать Email

Согласно нормам ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» информация по прекращаемой деятельности - это сведения, которые раскрывают часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

При этом такая деятельность компании может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности.

 Способы прекращения деятельности организации

Деятельность может быть признана прекращаемой, если активы, обязательства, доходы, расходы относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности, и они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения части деятельности организации (п. 5 ПБУ 16/02).

Прекращение деятельности может быть осуществлено следующими способами:

  • путем продажи имущественного комплекса (предприятия) целиком или его части, на которой возможно выполнение самостоятельного комплекса работ по производству продукции, работ, услуг, продаже товаров;

  • путем продажи отдельных активов организации, без функционирования которых прекращается исполнение какого- либо вида деятельности;

  • путем отказа от продолжения части деятельности;

  • путем реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

При прекращении деятельности уполномоченным органом организации должно быть принято решение о ее прекращении, и выработана единая программа мероприятий по прекращению деятельности.

Когда деятельность организации считается прекращенной

Согласно пункту 7 ПБУ 16/02, чтобы признать деятельность прекращаемой, общему собранию акционеров, совету директоров, другому органу управления в соответствии с полномочиями, определенными уставом организации, необходимо принять решение и разработать единую программу прекращения деятельности.

Деятельность считается прекращенной с наиболее ранней из дат:

  • заключения организацией договоров купли-продажи активов, без которых осуществление деятельности невозможно;

  • доведения информации о прекращении деятельности до заинтересованных лиц (работников организации, акционеров, поставщиков и др.).

От даты наступления какого-либо из этих событий будет зависеть первоначальное отражение этой информации в бухгалтерской отчетности соответствующего года. С момента признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация каждый отчетный период должна уточнять стоимость активов с учетом их текущей рыночной стоимости. В случае увеличения рыночной стоимости в бухгалтерском учете отражаются увеличение актива и прочий доход.

Создание резерва при  прекращении деятельности организации

Для урегулирования обязательств организации, возникающих вследствие прекращения деятельности, в отношении величины которых или срока их исполнения существует неопределенность, в организации создается резерв. При создании резерва применяются правила, установленные ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Резерв признается расходом в бухгалтерском учете и относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от вида обязательств:

  • при продаже имущественного комплекса (предприятия) целиком или его части – после заключения договора купли-продажи имущественного комплекса или его части;

  • при продаже отдельных активов по прекращаемым отдельным обязательствам или при отказе от деятельности – в случае если ожидаемый срок исполнения обязательств приходится на период, следующий за отчетным.

Резерв создается в сумме затрат, связанных с прекращением деятельности (увольнение работников, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и др.), и признается в бухгалтерском учете по состоянию на конец отчетного года.

Отметим, что резерв создается только в случае, когда срок исполнения обязательств, под которые планируется образовать резерв, приходится на период, следующий за отчетным. Другими словами, последствия прекращения договорных отношений, ограниченных отчетным годом, при формировании резерва в расчет не принимаются.

Резерв можно использовать для погашения обязательств только в том случае, если прекращение деятельности проводится в течение нескольких отчетных периодов. Дело в том, что резерв создается на конец того отчетного периода, в котором деятельность признана прекращаемой (п. 8 ПБУ 16/02). То есть он может быть использован не раньше следующего периода. Добавим, что резерв должен использоваться в отношении только того обязательства, под которое он первоначально создавался.

Если в процессе прекращения деятельности компания несет расходы, которые не были учтены при создании резерва, указанные траты списывают на прочие расходы. Если зарезервированных сумм для покрытия расходов и обязательств недостаточно, то затраты отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке. Неиспользованная сумма резерва признается прочим доходом организации.

Отражение операций по созданию и использованию резерва в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете создание резерва отражается следующей записью:

Дебет счетов 20, 26, 44, 91, субсчет  «Прочие расходы» - Кредит счета  96 «Резервы предстоящих расходов».

Резерв используется на те цели, для которых он был создан:

Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» - Кредит счетов 70, 60, 76.

При неполном использовании резерва производится его возврат:

Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» - Кредит счета  91, субсчет «Прочие доходы».

Информация по прекращаемой деятельности организации и бухгалтерская отчетность

Информацию по прекращаемой деятельности в соответствии с ПБУ 16/02 рекомендуется отражать:

  • в отчете о финансовых результатах;

  • в отчете о движении денежных средств;

  • в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В отчете о финансовых результатах доходы, расходы и финансовый результат показываются отдельно по продолжающейся деятельности, части прекращаемой деятельности и организации в целом. В отчете о движении денежных средств также отдельно показывается движение денежных средств по продолжающейся деятельности, части прекращаемой деятельности и организации в целом.

В пояснительной записке в произвольном виде дается информация о сроках начала и завершения прекращения деятельности; о составе активов, подлежащих продаже; о затратах, связанных с прекращением деятельности, и о создании резервов под данные затраты; об убытках организации в связи со снижением стоимости продаваемых активов из-за изменения рыночных цен на них.

Информация должна отражаться в отчетности каждого периода, начиная с момента, когда часть деятельности организации будет признана прекращаемой и до момента, когда деятельность будет прекращена.

В случае признания прекращения деятельности в период после окончания отчетного года, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, в бухгалтерской отчетности должны быть отражены данные события в соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Информация по прекращаемой деятельности: подробности для бухгалтера

Отключить мобильную версию