Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора - это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.
По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:
I. Закон о бухгалтерском учете
II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора
III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня
IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора
Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).
Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).
Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).
Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).
Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:
Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).
События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).
Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).
Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).
Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).
С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:
«Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;
«Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;
«Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;
«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;
«Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;
«Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;
«Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.
В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.
Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.
Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.
Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.