В магазин не ходи: продажа еды уходит в онлайн

Торговые сети почти вытеснили ярмарки и рынки. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), их доля за семнадцать лет упала на 20 процентов. А самим магазинам дышат в спину онлайн-продажи.

Также продолжается вытеснение более слабых игроков. Доля крупных розничных сетей в общем обороте неизменно растет. Однако, несмотря на то, что рынок розничной торговли по итогам 2017 года и первого полугодия 2018-го продемонстрировал восстановление, дальнейший рост не предвидится. Сдерживать увеличение оборота во втором полугодии будет слабая покупательская способность населения, обусловленная обесцениванием национальной валюты.

Взрывной рост в 2018 году, по оценкам агентства INFOLine-Аналитика, в продовольственном ретейле ожидается в онлайн-продажах. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) прогнозирует, что продажа продуктов онлайн может вырасти в два раза, называя продовольственный сектор самым быстрорастущим направлением в электронной коммерции, настоящим трендом последних лет.

"Продовольственный сектор растет невероятными темпами, примерно 200 процентов по прошлому году. Правда, это рост от нуля. Лидерами являются только три сети, а все остальные пока имеют небольшой оборот. Интересно, что даже интернет-сервис объявлений "Авито" стал продавать продукты, но правда в тоннах, то есть, оптом", – отметила вице-президент АКИТ Лия Левинбук.

Отмечается значительный потенциал увеличения онлайн-продаж продуктов питания в крупных городах. Из-за чего крупнейшие ретейлеры продуктов питания инвестируют в открытие онлайн-магазинов.

Наиболее перспективными онлайн-продажи оцениваются также в сегменте детских товаров. Так, по данным ретейл-аудита Nielsen, продажи детского питания и средств по уходу за ребенком по итогам первого полугодия 2018-го в онлайн-магазинах выросли на 40 и 37 в натуральном и денежном выражении соответственно, тогда как в офлайн-магазинах только на 8 и 6 процентов. Это объясняется удобством приобретения товаров дистанционно.

По данным отчета НРА, также следует, что крупнейшие ретейлеры делают ставку на внедрение IT-технологий, развитие альтернативных каналов продаж и повышение своей конкурентоспособности за счет анализа "больших данных", который широко используется в мире с целью выбора географического размещения магазинов и управления ассортиментом. Так, по примеру зарубежных игроков, крупнейший в России ретейлер бытовой техники и электроники инвестировал в создание центра компетенций в области аналитики больших данных и машинного обучения. За счет данных инвестиций компания рассчитывает получить до 5 миллиардов рублей дополнительного оборота за пять лет.

6 процентов такова сегодня доля рынков и ярмарок в розничной торговле, семнадцать лет назад было 26%

В качестве основных инновационных тенденций розничного рынка выделяется доставка продуктов питания, искусственный интеллект и компьютерное зрение (автоматическое списывание стоимости товара с банковской карты, когда покупатель покидает магазин).


Источник : Российская газета