После третьего чтения Госдума РФ приняла изменения в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. После его вступления в силу компании, занимающиеся изготовлением ПО, баз данных, фильмов и музыки, должны будут получать специальные лицензии на свою деятельность. По мнению юристов, смысл законопроекта с момента внесения серьезно изменился, но в нем и сейчас остаются лазейки, позволяющие избежать получения лицензии.
В среду, 16 апреля, на пленарном заседании Госдумы был принял закон "О внесении изменений в статьи 1 и 17 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», сообщает «Прайм-Тасс». О том, что изменилось в документе с момента его разработки, и о том, как его принятие отразится на деятельности участников медийного и ИТ-рынка, рассказывает эксперт CNews Analytics, юрист Юрий Яхин.
"Законопроект прошел большой путь. При внесении искомый пункт был сформулирован следующим образом: под лицензирование должна была попасть «деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, а также программ для ЭВМ и баз данных на оптических носителях и магнитной ленте, за исключением программ для ЭВМ и баз данных, изготовление экземпляров которых предусматривается публичным договором — лицензионным соглашением на право их использования». Текст, отправленный в Совет Федерации после всех чтений: «деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)».
Смысл документа очень изменился, считает Яхин, хотя в тексте изменения не очень значительные: «во-первых, в первоначальном проекте предусматривалось ограничение лицензирования оптическими и магнитными носителями. При появлении новых способов тиражирования закон пришлось бы менять. Да и сейчас, наверное, можно было бы найти способ обойти ограничение по видам носителей, если нужно — выпускать фильмы на флеш-картах, допустим. Но это ограничение устранено. Во-вторых, от не очень внятного, на первый взгляд, исключения с „публичным договором — лицензионным соглашением“ на право использования лицензируемых объектов законодатель перешел к четкому указанию на федеральный закон и договор об использовании объектов авторских и смежных прав. Это, пожалуй, самая важная часть проекта, если не считать собственно включения создания носителей программ и баз данных в перечень лицензируемой деятельности».
Этот невнятный текст на самом деле означает, что лицензия от государства на запись диска с музыкой или с программой нужна всем, кроме тех, кто делает архивную копию софта. Это бы означало, что по фильмам и музыке никаких исключений нет вовсе и лицензия нужна всем, уверен юрист. Последующий же текст, наоборот, включает в перечень исключений всех тех, кто легально пользуется фильмами, музыкой, базами данных или софтом, оставляя для лицензирования только случаи профессионального изготовления носителей специализированными заводами и типографиями.
«Правда, такое широкое и, на мой взгляд, правильное, исключение получилось не без лазеек, поскольку дает возможность избежать получения лицензии желающим», — замечает Юрий Яхин. По его мнению, достаточно заказчику предоставить исполнителю право воспроизвести фильм или программу, как тот подпадает под исключение, поскольку «указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу договора». Затем же дело техники: заказчик выкупает тираж, тем самым заплатив за тиражирование, а исполнителю не нужно получать лицензию.
В принципе, получение лицензии — не такая уж и страшная вещь, уверен эксперт. Конечно, она определенным образом ограничивает, но на то она и лицензия. Судя по тем правилам, которые действуют сейчас для аудиовизуальных произведений и фонограмм (установлены постановлением правительства № 252 от 28.04.2006 г.), эти ограничения не так уж высоки: специальный учет продукции, свои производственные помещения, чуть более сложный документооборот, прокатные удостоверения, но ничего сверхсложного. А поскольку печатать диски с софтом будут, скорее всего, те же организации, что печатают диски с музыкой и кино, то особых сложностей им не добавится, хотя заказчикам-правообладателям придется заплатить за тиражи побольше: получение лицензии и поддержание лицензионных условий исполнителям стоит денег, а на кого он свои расходы переложит, догадаться не трудно: вероятнее всего, это скажется на потребителе. Хотя сильно цены не вырастут: все-таки расходы производителей не поднимутся столь высоко.