В 2020 году, под влиянием как эпидемической обстановки, так и развития технологий, фирмы среднего и малого бизнеса предпочитают прибегать к удаленному ведению бухгалтерского учета.

Прежде чем говорить о преимуществах и недостатках этого подхода, давайте определимся, что такое дистанционная бухгалтерия. Как намекает название, такой тип ведения учета подразумевает работу бухгалтеров не на территории компании, а в другом месте.

Для сравнения с традиционной организацией бухучета, в западной литературе именуемой on premises - то есть, на территории фирмы - удаленная бухгалтерия делится на два подвида:

  1. Дистанционный учет, выполняемый бухгалтерами фирмы;

  2. Аутсорсинг учета сторонним профессионалам (к примеру, ООО "Актив Учет").

Остановимся подробнее на обоих.

Первый тип стал распространен больше, чем в прошлом, после того, как началась эпидемия коронавируса. Сущность такова: работник ведет бухгалтерию, не выходя из дома. Во-первых, соблюдаются требования карантина и самоизоляции, а во-вторых - нет нужды в том, чтобы оборудовать и содержать рабочее место бухгалтера и помещение.

При втором же подвиде организации удаленного бухгалтерского учета такой подход доводится до логической завершенности. Руководитель компании не только не арендует площадь для работы счетоводов, но и не нанимает бухгалтеров в штат. Вместо этого, фирма передает бухгалтерию на откуп сторонней компании.

Если смотреть с точки зрения профессиональной подготовки, то нет задач, которые оказались бы под силу штатному работнику, но не аутсорс-организации. Сторонние профессионалы справляются с ведением бухучета, разработкой бизнес-плана проекта, финансовым планированием и другими потребностями фирмы. Но и это не полный список преимуществ аутсорсинга.

Доверив ведение бухучета другой компании, руководство забывает о головной боли, связанной с наймом и проверкой квалификации бухгалтеров. Обязанность беспокоиться о них ложится на плечи компании, которой учет отдается на аутсорс.

Следующий плюс заключается в том, что не нанимая бухгалтеров в штат, компании экономят деньги на обязательных по законодательству отчислениях в пенсионный фонд. Ведь раз бухгалтер - сотрудник другой организации, то и отчисления эти платит она.

Удаленное ведение бухгалтерского учета имунно к форс-мажорным событиям. Даже если один бухгалтер не в состоянии выйти на работу - в распоряжении организации-заказчика другие сотрудники.

Но не стоит забывать, что досрочное прекращение сотрудничества с аутсорс-фирмой иногда приводит к большим форс-мажорам, чем расторжение договора со штатным сотрудником. Так как ведение бухгалтерии построено на привлечении сторонних работников, организация рискует оказаться в ситуации, когда найти нового аутсорсера долго, а нанять счетовода в штат сложно из-за того, что нет помещения для его работы.

Помните, что только взвесив преимущества и недостатки передачи ведения бухгалтерии сторонней фирме, руководитель принимает решение, подходит ли организации такой подход.