Госдума изменит порядок рассмотрения споров в трудовых арбитражах

В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий изменение порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Его авторами выступили депутаты ГД А. Исаев, М. Тарасенко и В. Кабанова, сообщается в материалах палаты.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров обусловлена значительным количеством проблем, возникающих при практическом применении соответствующих норм трудового законодательства. В последнее время часто высказывается мнение о том, что точное следование установленному законом порядку излишне усложняет процедуру рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, а порой делает достижение каких-либо результатов этой процедуры фактически невозможным. Особенно много претензий высказывается к законодательному регулированию организации и проведения забастовок. Все это, по мнению авторов законопроекта, "создает ложное впечатление о "запретительном" характере российского законодательства в области урегулирования коллективных трудовых споров, дает повод для обращений отдельных профсоюзов в контрольно-надзорные органы Международной Организации Труда".

Законопроект не предполагает существенных изменений установленных действующим законодательством процедур, применяемых при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров. Предлагается сохранить в качестве обязательной примирительной процедуры рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных примирительных процедур – рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Не подлежит изменению принцип признания права работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Сохраняется также обязательность рассмотрения спора в трудовом арбитраже в случаях, когда в соответствии с Кодексом работниками конкретного работодателя забастовка не может быть проведена.

Основными предлагаемыми направлениями совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются:

- установление более благоприятных для работников и их представителей правил относительно сроков совершения сторонами коллективного трудового спора предусмотренных законом действий, сроков рассмотрения спора органами по рассмотрению коллективных трудовых споров. При этом в качестве главного критерия установления соответствующих сроков используется уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор. Так, при рассмотрении коллективных трудовых споров на локальном уровне социального партнерства сроки, как правило, предлагается уменьшить, а при рассмотрении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства – сохранить или, в любом случае, сделать более длительными, чем при рассмотрении коллективных трудовых споров с участием одного работодателя;

- унификация уровня требований к кворуму при проведении собраний (конференций) работников для случаев проведения собраний (конференций) с целью выдвижения требований и с целью объявления забастовки, а также дополнение порядка выдвижения требований в коллективном трудовом споре возможностью принятия работниками решения путем сбора подписей, как это предусмотрено в настоящее время для принятия решения об объявлении забастовки;

- более подробное, поэтапное описание действий сторон коллективного трудового спора, которые они должны совершать в ходе его рассмотрения и разрешения;

- устранение имеющихся рассогласований между отдельными нормами Кодекса, неточностей и возможностей неоднозначного толкования его норм, а также согласование используемой терминологии с терминологией Федерального закона от 12 января 1996 года № 10‑ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

В законопроекте также учтены некоторые замечания экспертов Международной Организации Труда.

Сохраняя нормы о возможности самостоятельного создания трудового арбитража сторонами каждого коллективного трудового спора, законопроект предлагает эти возможности расширить и предусматривает право сторон передать рассмотрение своего коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Практика создания постоянно действующих трудовых арбитражей положительно оправдывает себя во многих европейских странах, например, в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии, где есть специальные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров. На протяжении уже более десяти лет в г. Москве успешно действует созданное на трехсторонней основе учреждение "Трудовой арбитражный суд" и аналогичные учреждения в ряде других субъектов Российской Федерации.

Ниже следует текст законопроекта № 503953-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров":

" Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 30, ст. 3014; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27, № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34, № 17, ст. 1930, № 30, ст. 3808, № 41, ст. 4844, № 43, ст. 5084, № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812, № 30 (ч. 1), ст. 3613) следующие изменения:

1) в статье 399:

а) часть вторую дополнить словами "представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора";

б) в части третьей:

слово "более" заменить словами "не менее";

дополнить предложениями следующего содержания: "Решение об утверждении требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований.";

в) часть шестую изложить в следующей редакции:

"Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профсоюзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профсоюзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.";

2) в статье 400:

а) в части первой слова "трех" заменить словом "двух";

б) в части второй слова "Представители работодателей (объединений работодателей)" заменить словами "Объединения работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса,", слова "одного месяца" заменить словами "двух недель";

3) в статье 402:

а) в части первой слово "трех" заменить словом "двух";

б) часть шестую изложить в следующей редакции:

"Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанные сроки могут быть продлены при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.";

в) в части восьмой слова "приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража" заменить словами "рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже";

4) в статье 403:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При наличии согласия сторон коллективного трудового спора заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника оформляется протокол об отказе сторон (одной из сторон) от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.";

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.";

5) в статье 404:

а) части первую – четвертую изложить в следующей редакции:

"Не позднее следующего рабочего дня после составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон (одной из сторон) коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При наличии согласия сторон коллективного трудового спора на рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок не более двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок не более четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать рассмотрение коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующем трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок не более трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок не более семи рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.";

б) часть седьмую изложить в следующей редакции:

"В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе и регламенте, либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.";

6) статью 406 изложить в следующей редакции:

"Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах.

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

В случаях уклонения работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем, считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.";

7) статью 408 изложить в следующей редакции:

"Статья 408. Соглашения в ходе разрешения коллективного трудового спора

Соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.";

8) часть вторую статьи 409 изложить в следующей редакции:

"Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (его представители) или представители работодателей не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, (статья 408 настоящего Кодекса) или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.";

9) в статье 410:

а) часть шестую изложить в следующей редакции:

"В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после двух календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за один рабочий день, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня.";

б) часть восьмую изложить в следующей редакции:

"О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профсоюзов), объединение работодателей (иной представитель работодателей, определенный в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса) должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней.";

в) в абзаце третьем части девятой слова "ее предполагаемая продолжительность и" исключить;

10) в части третьей статьи 411 слова "три рабочих дня" заменить словами "два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профсоюзов), объединение работодателей (иной представитель работодателей, определенный в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса) и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены не позднее чем за три рабочих дня";

11) в статье 412:

а) в части первой слова "примирительных процедур" заменить словом "переговоров";

б) в части пятой слова "сторон коллективного трудового спора" заменить словами "работодателя (его представителя) и представительного органа работников", слово "пятидневный" заменить словом "трехдневный";

в) в части восьмой слова "признана незаконной" заменить словами "приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представителями соответствующих требований";

12) в статье 413:

а) в части третьей слова "при наличии коллективного трудового спора" исключить;

б) в части седьмой слова "до 30 дней" заменить словами "до 15 дней".

13) в статье 416:

а) в часть первую после слов "Представители работодателя" дополнить словом "(работодателей);

б) в часть вторую после слов "Представители работодателя" дополнить словом "(работодателей), слова "соглашению, достигнутому" заменить словами "соглашениям, достигнутым";

15) в статье 418:

а) в наименовании слово "разрешении" заменить словами "рассмотрении и разрешении";

б) после слово "разрешением" заменить словами "рассмотрением и разрешением". "


Источник : Право.ru