Экзамен для банкира

Члены английского парламента хотят потребовать от банкиров подтверждать свою квалификацию. Возможно, парламентарии чего-то не знают. Традиционно доказательством профессионализма банкира было членство в Институте сертифицированных банкиров. Правда, его программы уходят корнями в эпоху, когда банковских клерков нанимали из людей, не имевших шансов поступить в университет.

Для того чтобы понять сложные инструменты современной финансовой системы, нужны особые знания. Механизм структурированных продуктов необходимо понимать в экономическом контексте и обладать менеджерскими навыками, чтобы управлять организацией, торгующей этими продуктами. На сегодняшний день нет ни одного сертификата, который гарантировал бы подобные умения своего владельца.

Но он нужен. Юристы, которые пишут договоры для финансовой индустрии, доктора, лечащие участников рынка, инженеры и архитекторы, создающие здания бирж и банков, — все они обладают престижными сертификатами, доставшимися им путем многолетнего обучения и после суровых экзаменов. Для работников финансовой сферы таких требований нет.

Конечно, в финансисты идут неглупые люди. За последние два десятилетия отрасль вобрала в себя существенную часть лучших выпускников европейских и американских вузов. Создатели комплексных продуктов часто имеют внушающие уважение степени в математике и физике. Наконец, в распоряжении инвестбанкиров одни из лучших тренинговых программ.

Но в основном на тренингах рассказывают о бизнес-специфике, руководствуясь интересами компаний, создающих и оплачивающих их. Между тренингами и профессиональным образованием существует огромная разница. Первые усиливают корпоративную культуру организации, второе обращает внимание на исторический и социальный контекст.

Брокера интересует, принесет ли новый продукт прибыль ему и банку. Доктор же задается вопросом, принесет ли лекарство пользу пациенту. В медицине ответственность за качество образования лежит в первую очередь на медицинских академиях, а не на руководителях медучреждений.

В наши дни профессиональная репутация значит уже не так много, как прежде, и стандарты саморегулирования оказываются неадекватными, а этические планки — сниженными. Поразительно то, что этот упадок больше всего заметен в юридической и бухгалтерской сферах, которые ближе всего к сектору финансовых услуг. Но даже здесь остались какие-то профессиональные самоограничения, так что, пользуясь услугами юриста или бухгалтера, вы еще можете рассчитывать, что они вспомнят и о ваших интересах. Однако не надейтесь на это, если связались с сектором финансовых услуг.

Парламентариев посетила неплохая идея о введении обязательной квалификации. Финансовому сектору недостаточно справиться с кризисом. Ему предстоит еще более сложная задача: восстановить доверие общества.

Джон Кэй, обозреватель Financial Times


Источник : Ведомости