Что нужно сделать, чтобы коммерческая тайна не стала темой досужих разговоров сотрудников компании

Была несколько десятилетий назад в ходу такая поговорка: болтун — находка для шпиона. Стоит какой-либо информации, не предназначенной для широкого распространения, уйти на сторону, и тебя могут ждать большие проблемы. Примеров в корпоративной практике хоть отбавляй. Ничего удивительного, что все компании так или иначе пытаются ограничить циркуляцию между своими сотрудниками важной коммерческой информации, дабы избежать утечек. Правда, и перегнуть палку тут очень легко: можно засекретить все так тщательно, что движение информации внутри компании и вовсе сойдет на нет. А это уже создает сложности в координации действий различных подразделений, приводит к дублированию функций и, как следствие, снижению управляемости. Как быть?

Можно, конечно, отбирать у сотрудников мобильные телефоны с фотокамерами, как это делали некоторые западные производители электроники. Надо сказать, это вполне работающий метод. У нас в компании тоже есть контроль за действиями сотрудников, идет сбор и анализ соответствующей информации — все в рамках действующего законодательства. Дальше, если обнаружены бреши, наступает административная или уголовная ответственность. Но, разумеется, куда эффективнее не наказание, а его неотвратимость, доведенная до сведения всего персонала. Поэтому мы и включаем в трудовые договоры пункты о неразглашении информации, а договоры сотрудников, которые имеют доступ к особо важной информации, снабдили специальными дополнениями.

Сейчас модно обсуждать с сотрудниками варианты будущих решений, что создает известные угрозы. Такие обсуждения нужно ограничивать очень узким кругом людей, а уже потом, пользуясь практикой КПСС, доводить до остальных принятые решения. Боитесь, что сотрудники не поймут? Так это тоже функция менеджера — воодушевить персонал на реализацию планов компании, утвержденных ее руководством. Но так делают многие, а утечки все же случаются. Что же не срабатывает?

В уставе Военно-морского флота России было прописано такое правило: никаким уставом не могут быть описаны действия офицера в боевой обстановке. В компаниях то же самое: как тщательно ни прописывай политику информационной безопасности, все угрозы не предусмотришь, все дыры не закроешь, контролера над каждым не поставишь. Так почему бы просто не довериться своим сотрудникам? Это не так страшно, как может показаться, если у твоих менеджеров есть голова на плечах и понимание, как неосторожные слова могут навредить компании. Я убежден, что если человек не может держать язык за зубами, то это не менеджер, ему не место в компании.

С сотрудниками более низкого звена проблем тоже возникать не должно, если в компании создается соответствующая корпоративная культура, основа которой — исполнение заповеди «не навреди». Сделать это, на мой взгляд, можно, только подавая личный пример, — а затем посыл будет переходить по цепочке все ниже и ниже. Таким образом и рядовые сотрудники компании смогут побороть пагубную привычку обсуждать конфиденциальные темы всуе.

Нам было проще. МТТ создавалась 15 лет назад практически как семейная компания, и ее менеджеры изначально работали на общее дело, а потом в эту сильную корпоративную структуру включались и другие сотрудники. Но и в любой другой компании можно реализовать ту же программу, хотя это будет нелегко. В любом случае на 100% защититься невозможно, такого рецепта никто не придумал. А идею тотального контроля и запретов лучше бы оставить. В конце концов, страх — не самый лучший мотиватор.

Игорь Заболотный, генеральный директор компании МТТ


Источник : SmartMoney