Объем российского рынка пользовательских данных составил в 2017 году не менее 3,3 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Реальные обороты могут быть выше: бóльшая часть сделок по продаже персональной информации проходит в серой зоне.
В 2017 году оборот рынка продажи и покупки пользовательских данных в России составил не менее 3,3 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Однако реальные объемы могут быть существеннее: сейчас эта сфера де-факто существует в серой зоне, компании не афишируют сделки по покупке и продаже персональной информации, говорят эксперты и игроки рынка.
Практически никто не выставляет свои данные на рынок в сыром варианте: все заинтересованы в том, чтобы использовать одну и ту же клиентскую базу на своей стороне для решения конкретной задачи заказчика, говорит директор удостоверяющего центра IDX Светлана Белова и подтверждает сооснователь платформы Auditorius Геннадий Нагорнов.
Не продают свои данные напрямую основные игроки рынка интернет-рекламы («Яндекс», Mail.Ru Group), банки, платежные системы, сотовые операторы, ретейлеры, крупные операторы публичного Wi-Fi. Поставщиками выступают те, для кого пользовательские данные лишь вторичный ресурс (интернет-магазины, владельцы счетчиков посещений, геоинформационные ресурсы и т.д.).
Основные сферы применения пользовательских данных в России — реклама, маркетинг, скоринг (оценка заемщиков и предотвращение мошенничества) и HR, говорят Белова и директор CleverDATA Денис Афанасьев. Часть сделок по продаже и покупке обезличенной персональной информации происходит через прозрачные инструменты — биржи данных, но также есть сделки, которые особо не афишируются: компания А приходит к компании Б и просит, к примеру, найти информацию по должникам, говорит сопредседатель комитета по биг-дата IAB Russia Дмитрий Егоров.
Самой прозрачной сферой является реклама. Общий объем интернет-рекламы в 2017 году составил около 166 млрд руб. в денежном выражении (данные АКАР), выручка Mail.Ru Group от онлайн-рекламы за весь год составила 23,8 млрд руб., «Яндекса» — 25 млрд (отчетность компаний). В соответствии с западной практикой стоимость данных составляет от 5 до 20% в общей цене рекламных компаний, говорит директор компании Aidata Евгений Жданов.
Однако опрошенные журналом РБК игроки рынка подчеркивают, что в оборот этого сегмента нельзя включать рекламные доходы таких компаний, как «Яндекс», Mail.Ru Group и Google: они предоставляют бесплатный доступ к данным через свои платформы. С этим согласны и в самих ИT-гигантах. Отдельного «рынка данных» в Mail.Ru Group не видят, «есть рынок рекламы на данных», подчеркивает первый замдиректора холдинга Дмитрий Сергеев. «Яндекс» не закладывает стоимость данных в стоимость контракта, заявили в пресс-службе компании.
В этих условиях остается только оборот маленьких независимых игроков — DMP-компаний (от англ. data management platform — платформа по управлению данными), которые покупают данные и строят на их основе аудиторные сегменты — многоуровневые портреты целых групп населения. В 2016 году выручка поставщиков данных на рынок интернет-рекламы составила лишь 180 млн руб., подсчитали ранее в IAB Russia. По мнению Нагорнова, емкость этого рынка не превышает 200 млн руб. С ним согласен директор по маркетинговым технологиям группы компаний OMD OM Сергей Ефимов. Глава лаборатории данных Dentsu Aegis Network Russia Михаил Шкляев называет при этом 300-400 млн руб., директор платформы Hybrid Дмитрий Чеклов — «максимум 500 млн». Среднее значение на основе оценок всех экспертов — около 300 млн.
Объем скоринговых и маркетинговых услуг в 2017 году достиг 3 млрд руб., полагает Шкляев. Из них чуть более 1 млрд руб. — оборот скорингового рынка, полагает исполнительный директор Skolkovo Ventures Дмитрий Щиголев.
Если суммировать оценки экспертов по обороту пользовательских данных в рекламе, скоринге и маркетинге, то речь идет о сумме не менее 3,3 млрд руб. в год. При этом потенциал рынка выглядит гораздо серьезнее. В перспективе пяти-семи лет объем маркетинговых услуг на основе точных знаний о гражданах составит около $500 млн, рынок скоринга вырастет до 5 млрд руб., заказы государственного сектора в этой сфере могут составить $500 млн, подсчитали в Skolkovo Ventures. В IDX потенциал рынка оценили в 30 млрд руб.