Опубликовано определение судьи ВС по делу № А40-171348/2016, о котором мы рассказывали ранее.

При реорганизации компании в 2012-2013 годах по соглашению сторон были уволены некоторые работники. Выплаченные компенсации при увольнении в размере от 3,7 до 6 окладов были учтены в расходах. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на необоснованность выплат и отсутствие документов, подтверждающих сокращение численности.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд поддержали выводы налоговой, указав на обязанность налогоплательщика обосновать такие выплаты. Иначе они признаются личным обеспечением работников на период после увольнения и не уменьшают налогооблагаемую прибыль (пункты 25, 49 статьи 270 НК). Суды отметили, что реорганизация не свидетельствует о сокращении штата. По мнению судов, только в случае реального сокращения численности можно рассматривать соответствие размера выплаты при увольнении по соглашению сторон размеру выходного пособия.

Судья ВС (305-КГ17-15790 от 20.02.2018) не согласился с их выводами, разъяснив, что для признания расходов при увольнении по соглашению сторон значение имеет намерение получить положительный экономический эффект в связи с увольнением конкретного работника. Соотношение выплаты при увольнении с месячным заработком по каждому работнику не анализировалось. При этом представленные налогоплательщиком данные подтверждают, что в большинстве случаев выплаты сопоставимы с обычными расходами работодателя, производимыми в связи с ликвидацией либо сокращением численности.

В определении судьи ВС указано: «экономическая оправданность выплат также может быть оценена с точки зрения длительности трудового стажа работника, внесенного им трудового вклада и иных обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность работника, подлежащих установлению налоговым органом». Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.