Как стало известно “Ъ”, у крупных частных пенсионных фондов (НПФ) зависли до 3,5 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений граждан. После закрытия в середине года приема заявлений через удостоверяющие центры (УЦ) часть фондов продолжали привлекать клиентов через этот канал. Однако Пенсионный фонд России (ПФР) не собирается открывать эту возможность до конца года. В таком случае затраты на «холостое» привлечение клиентов этими НПФ участники пенсионного рынка оценивают более чем в 1 млрд руб.

Информацию о том, что в крупных НПФ завис большой объем заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений, подтвердили несколько источников “Ъ”. После приостановления подачи заявлений через УЦ некоторые фонды не прекратили сбор заявлений о переводе к ним застрахованных лиц по этому каналу, утверждает источник “Ъ”, близкий к ПФР. Среди таких фондов он называет НПФ Сбербанка, «Сафмар» и «Согласие ОПС». Также «зависшие» заявления есть у НПФ «Газфонд Пенсионные накопления», говорит собеседник “Ъ”, близкий к одному из крупнейших фондов. По его оценке, всего зависло до 3,5 млн подобных заявлений. Порядок цифр (свыше 2 млн заявлений) подтверждает и сотрудник одной из лоббистских организаций.

В конце июня, после проверки Счетной палаты (СП), ПФР прекратил прием заявлений граждан через основной дистанционный канал их подачи — удостоверяющие центры, заверяющие электронную цифровую подпись (ЭЦП) клиента. Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика через УЦ в 2015 года составило более 67% от общего числа, в 2016 году — более 87%. После введения запрета приток заявлений резко сократился. Если на 1 июля их было подано 4,4 млн, то к 1 ноября общее число увеличилось лишь до 4,9 млн. За весь прошлый год было подано 6,5 млн заявлений.

Собеседники “Ъ” сходятся в том, что подавляющее большинство этих заявлений скопилось у НПФ Сбербанка, оценивая их объем в 2-3 млн заявлений. Во-первых, НПФ Сбербанка привлекает больше всего клиентов. Так, по итогам прошлогодней переходной кампании в фонд перешло 2,9 млн человек, или 62% от всех перешедших в НПФ граждан. Во-вторых, «остановить маховик НПФ Сбербанка сложно, к тому же фонд считал, что сможет продавить перевод пенсионных накоплений через УЦ», рассказывает источник “Ъ”, близкий к одному из крупнейших фондов. Вместе с тем, по его словам, другие активно привлекающие новых клиентов фонды — НПФ «Будущее», «Газфонд ПН», «Сафмар» к сентябрю приостановили привлечение.

Учитывая средний счет в системе НПФ на конец третьего квартала (67 тыс. руб.), а также средний счет в государственной управляющей компании ВЭБ (41 тыс. руб.), переводы по «зависшим» заявлением, если бы они были полностью удовлетворены, превысили бы 165 млрд руб. Из них в НПФ Сбербанка могло быть переведено не менее 100 млрд руб. Хотя, как напоминает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов, «главное не сколько подано заявлений, а сколько удовлетворено». По итогам прошлогодней кампании было удовлетворено чуть больше половины (54,2%) поданных заявлений.

Однако фонды тратят значительные деньги на привлечение новых клиентов. «“Зависшие” заявления — это чистые расходы»,— говорит господин Митрофанов. «Аквизиционные (то есть направленные на привлечение новых и удержание старых клиентов) холостые расходы всех фондов, учитывая общее число “зависших” заявлений, могут составить 5-7 млрд руб.»,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Впрочем, миноритарный акционер одного из НПФ уточняет, что затраты у НПФ Сбербанка на привлеченного клиента значительно меньше, чем у многих других фондов. Он оценивает затраты фонда на привлечение новых клиентов, заявления которых «зависли», в сумму около 1 млрд руб. «Еще в первом полугодии НПФ Сбербанка прекратил привлекать новых клиентов через внешнюю сеть. А за привлеченных клиентов через материнский банк НПФ платит только по факту заключенных договоров»,— говорит источник “Ъ”, близкий к одному из крупнейших фондов.

Как утверждает источник “Ъ”, близкий к ПФР, представители фонда общаются с ПФР, чтобы тот разрешил в оставшиеся дни до конца года передать «зависшие» заявления через УЦ, однако ПФР не собирается идти на уступки фонду. «Все заявления с ЭЦП, которые были направлены до момента, когда ПФР в соответствии с представлением СП приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров, ПФР приняты»,— заявили в ПФР. В НПФ Сбербанка, «Согласие ОПС», «Газфонд ПН» не ответили на запрос “Ъ”. НПФ «Сафмар» и «Будущее» не комментируют текущее привлечение клиентов.