С блокировкой основного дистанционного канала приема заявлений на перевод накоплений трафик клиентов между фондами опустился до минимума. В августе о желании сменить страховщика Пенсионный фонд России (ПФР) уведомили немногим более 10 тыс. человек. В выигрыше остались игроки, ориентирующиеся на защиту базы, а в конечном итоге и клиенты, ведь досрочные переходы между фондами стоят им инвестдохода.
Промежуточные итоги приема заявлений на перевод пенсионных накоплений по запросу “Ъ” раскрыли в ПФР. По состоянию на 1 сентября в фонд поступило 4,513 млн заявлений. Из них 2,5 млн заявлений на перевод средств из ПФР в НПФ, 1,93 млн человек рассчитывают сменить один НПФ на другой. Хотя за аналогичный период прошлого года общее число заявлений было меньшим (3,62 млн), основной задел текущего года состоялся в его первой половине. В этот период общее число заявлений росло примерно на 600-700 тыс. в месяц. Но в июле общий трафик рухнул до 100 тыс. заявлений, в августе же переток прекратился почти полностью — общее число заявлений составило всего 11 тыс.
Причина остановки перетоков — блокировка основного дистанционного канала приема заявлений в ПФР, через удостоверяющие центры. По данным Счетной палаты, с использованием УЦ в 2016 году в ПФР было подано более 87% заявлений на перевод накоплений. При этом проверка СП выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц». И если в июле блокировка удостоверяющих центров воспринималась рынком как временный шаг, сейчас никаких предпосылок возобновления деятельности этого канала не просматривается.
Как отмечает один из брокеров, в сентябре никто из его крупных НПФ не вел агрессивного розничного привлечения ОПС: «Альтернативы УЦ пока нет, а работать в стол никто не хочет». «Примерно половина рынка, то есть фонды, которые ориентировались на защиту базы и не вели агрессивного привлечения, остались в плюсе»,— отмечает глава НПФ из топ-10.
Возможности для перевода пенсионных накоплений граждан остаются. Прежде всего — личным визитом в ПФР. Кроме того, большинство фондов тестируют возможность подачи заявлений через портал государственных услуг, отмечает гендиректор АО «НПФ “Согласие”» Александр Вьюницкий. Однако работа через такой канал также не лишена рисков. «Сейчас активно обсуждается возможность использования простой, а не усиленной квалифицированной электронной подписи для перевода пенсионных накоплений через сайт госуслуг, но мы категорически против такого варианта»,— говорит гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. Как он поясняет, данные подписи будут оставаться на компьютерах сотрудников, оформляющих смену НПФ клиентами. «Таким образом, создается поле для манипулирования персональными данными застрахованных лиц»,— предостерегает Николай Сидоров.
В текущих условиях отыграть просадку по активности переходов рынок до конца года не успеет, хотя во второй половине года активность фондов и клиентов резко возрастает. Как ожидает Александр Вьюницкий, общее число переходов в 2017 году по сравнению с прошлым годом может снизиться на треть. Гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко прогнозирует и «падения конвертации продаж в фактические переходы до 30% от количества заключаемых договоров». При этом себестоимость привлечения ОПС будет расти, а мотивация продающих сетей (банков, сотовых ритейлеров и проч.) снижаться, так как они работают по факту состоявшегося перехода.
Санации крупных банков также не способствуют оживлению рынка. «Со сменой собственников банков, родственных крупным НПФ, на Банк России, агрессивный рост клиентской базы перестает быть для этих фондов приоритетной задачей»,— отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, бенефициарам и менеджменту НПФ «придется сосредоточиться на решении вопросов с качеством активов, развязывании кольцевых схем финансирования проектов и снижения взаимной зависимости». Поэтому, заключает господин Митрофанов, без восстановления относительно дешевого способа наращивания клиентской базы (через УЦ) возврата к массовому привлечению не произойдет.