М. работал в компании заместителем гендиректора по трудовому договору, согласно которому в случае его расторжения по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 ТК) работодатель выплачивает работнику компенсацию в размере не менее суммы, эквивалентной сумме средней зарплаты, умноженной на пять. В марте 2016 года было подписано соглашение о расторжении трудового договора, и М. был уволен по соглашению сторон без выплаты компенсации.
М. обратился в суд (апелляционное определение от 12 июля 2016 г. по делу N 33-2503/2016) с иском о взыскании денежной компенсации при увольнении по соглашению сторон, возмещении расходов на лечение, связанное с пережитым стрессом, и морального вреда.
Представитель компании пояснил, что при заключении трудового договора со стороны М. имело место злоупотребление правом, поскольку текст трудового договора был подготовлен им самим. Такого условия нет ни в одном из других трудовых договоров, подписанных с другими работниками. Данная компенсация не предусмотрена ни локальными правовыми актами, ни ТК, установлена произвольно с нарушением прав других работников.
Суды двух инстанций удовлетворили требования истца, указав на положения статей 178 и 57 ТК - трудовым договором могут быть предусмотрены пособия в повышенном размере. В данном случае спорная компенсация предусмотрена трудовым договором.
Суды установили, что М. был уволен из компании с должности гендиректора в связи с окончанием срока договора, однако через 2 недели он был снова принят на работу с учетом опыта работы и значимости его как специалиста. При заключении трудового договора М. включил в договор условие о выплате ему выходного пособия при увольнении по соглашению сторон в целях защиты своих имущественных интересов и уменьшения негативных последствий от расторжения договора. Работодатель с предложенными условиями согласился. Учитывая, что трудовой договор был расторгнут сторонами по соглашению спустя 5 месяцев с даты его заключения, злоупотребления правом в действиях истца не усматривается, указали суды.