Кампания по переводу пенсионных накоплений граждан в 2016 году набирает обороты: по итогам восьми месяцев прирост заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил более 80%, в то время как по итогам пяти месяцев — 60%. По оценке экспертов и участников рынка, НПФ торопятся воспользоваться шансом: заявленная реформа пенсионной системы на данном этапе дает клиентам дополнительные аргументы в пользу перехода.

Вчера "Ъ" стали известны отдельные результаты переходной кампании 2016 года: как сообщили в пресс-службе ПФР, по состоянию на 1 сентября российские граждане подали более 3,6 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений. За аналогичный период прошлого года их было существенно меньше — 1,98 млн. Таким образом, рост составил более 80%. Отметим, по итогам первых пяти месяцев 2016 года перевод пенсионных накоплений граждане инициировали на 60% активнее, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом заявления о переходе из ПФР в НПФ сейчас подали 2,1 млн человек, из НПФ в НПФ — 1,4 млн человек, из НПФ в ПФР планируют вернуться 61 тыс. человек. 

Статистику переходов в отдельные НПФ в ПФР не раскрывают, по данным "Ъ", более половины от общего объема заявлений на перевод пенсионных накоплений приходится на долю лидера рынка — НПФ Сбербанка. Вчера там эту информацию подтвердили. Наращивают темпы и другие игроки, несмотря на общерыночное снижение цен на услуги агентов по привлечению за счет создания непубличной коалиции крупными НПФ, которые договорились не платить агентам за переходы из дружественных фондов. Как отмечает гендиректор НПФ "Национальный" Светлана Касина, если в прошлом году пиковые величины комиссии агентов (в большинстве случаев привязана к величине счета клиента) составляли 3,5 тыс. руб. за договор, сейчас — 2,5 тыс. руб. В условиях снижения цен агенты для поддержания заработков вынуждены проявлять большую активность, указывают участники рынка. 

Ряд НПФ стали активнее привлекать посредников из числа банков. Как сообщила гендиректор НПФ "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская, помимо работы с родственным банком ВТБ 24, Почта-банком и ОТП-банком фонд начал работу с Совкомбанком. "Мы ориентированы серьезно улучшить прошлогодний результат и продолжаем наращивать темпы в рамках ранее утвержденных бюджетов",— рассказала она. Банковское привлечение, по ее словам, позволяет избежать рисков, связанных с неправомерными действиями агентов. Собственно, высокий итоговый результат в первую очередь и формируют дружественные банкам НПФ. "Издержки на привлечение через банки меньше",— указывает управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов. 

Алексей Моисеев, замминистра финансов РФГосударственная система, социальная по своей сути, не может и не должна обеспечивать высокий коэффициент замещения для людей с высоким уровнем зарплат. В мире такой практики нет

Повышенную активность НПФ сейчас объясняют опасения рынка, что возможностей для агрессивного роста клиентской базы в следующую переходную кампанию может и не быть, отмечает президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. Напомним, НПФ активно лоббируют изменение порядка переходов между фондами. "Обязательное уведомление клиентов фондов о потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет.— "Ъ") переходе сократит число самих переходов в разы. Потому для НПФ крайне важно удачно провести нынешнюю кампанию, для ряда игроков сохранение клиентской базы — вопрос выживания",— говорит господин Александров. 

Отдельным стимулом для повышения переходной активности будущих пенсионеров стали заявления ЦБ и Минфина о создании новой системы накоплений и переводе накоплений "молчунов" в баллы. В такой ситуации многие клиенты ПФР воспользуются возможностью сохранить накопления в рублях, переведя их в НПФ, считает гендиректор компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов. Он ожидает сохранения взрывного роста темпов переходной кампании в четвертом квартале текущего года.