В правительстве обсуждается идея создания коммерческого оператора учета пенсионных прав граждан. Проект, по данным "Ъ", исходящий от Сбербанка, предполагает окупаемые госвложения (предположительно ЦБ) в 10 млрд руб. с выходом на прибыль на третий год и последующим распределением акций АО в равных долях среди участников рынка. В Белом доме идею публичной коммерческой инфраструктуры, решающей в первую очередь проблемы рынка НПФ, должны встретить в штыки. Схема, давно работающая в ЕС, создает опасную альтернативу действующей — в ней есть лишь бюджет, госорганы и подрядчики. 

Правительство обсуждает возможность создания новой структуры для управления системой учетов пенсионных взносов — единого пенсионного администратора в виде акционерного общества. Это "Ъ" сообщил источник в аппарате правительства, знакомый с ходом обсуждения. По данным собеседника "Ъ", предложение было внесено главой Сбербанка Германом Грефом. Поскольку официально банк не является субъектом подобных инициатив, идея рассматривается как рабочая, не имея определенного статуса в Белом доме. В Сбербанке "Ъ" не смогли подтвердить или опровергнуть авторство идеи. 

Администрирование пенсионных взносов, которое осуществляет ПФР, считается авторами идеи неэффективным, говорит собеседник "Ъ". Так, у фонда нет централизованной базы данных о переходах застрахованных лиц и единой системы обмена информацией с НПФ о назначении накопительной пенсии и результатах инвестирования накоплений. Фонду приходится проводить трудоемкие сверки реестров и изменений СНИЛС застрахованных и тратиться на разработку новых форм программного обеспечения для контроля пенсионных накоплений. 

Выход авторы идеи видят в создании единого пенсионного администратора, который будет руководить единой базой пенсионных прав и накоплений. В нее должна войти информация о застрахованных, их статусе, пенсионных правах и накоплениях. К системе необходимо подключить загсы и АСВ, а также платный сервис для НПФ по ведению пенсионных счетов. Для всех участников системы (застрахованные, НПФ) будут созданы личные кабинеты, где будет доступна информация об инвестировании средств пенсионных накоплений, наиболее выгодном плане инвестирования и смене НПФ. Для ПФР аутсорсинг администрирования позволит сократить документооборот, снизит риски утери информации и сократит затраты на обмен данными с НПФ. ЦБ и АСВ, в свою очередь, получат информацию о пенсионных обязательствах НПФ, финансовых потоках на пенсионном рынке и исчислении средств резерва ПФР и отчислений НПФ в АСВ. 

Кроме того, предложения предполагают усиление контроля над агентами, оформляющими договоры на переход в НПФ. Сами договоры должны фиксироваться в базе единой информсистемы, их продажа будет происходить только в стационарных точках, а агентское вознаграждение должно быть единым для агентов всех НПФ. Сам Сбербанк ведет привлечение в дочерний НПФ именно через сеть банковских отделений (см. "Ъ" от 23 августа). 

На организацию единого пенсионного администратора уйдет полтора-два года и около 10 млрд руб., из которых 5 млрд руб.— стоимость оборудования и ПО. На третий год работы организация должна стать самоокупаемой — за счет оказания платных услуг НПФ, ПФР, агентам и другим заинтересованным лицам — и дать прибыль в 3,5 млрд руб. Полная окупаемость проекта оценивается в семь-восемь лет. Конкретных расчетов по экономии госсредств, которая называется одним из главных позитивных следствий коммерциализации администрирования, разработчики не представили, но ждут, что ее обеспечит отказ от "ручного" документооборота в ПФР. 

"Формирование пенсионных прав, назначение и финансирование выплаты пенсий — три ключевые функции системы обязательного пенсионного страхования. Они нераздельны, их администрирует ПФР по единым стандартам на территории всей страны — и о передаче какой либо функции в коммерческую организацию не может быть и речи. О такой странной инициативе Сбербанка слышим впервые",— заявила "Ъ" представитель ПФР Марита Нагога. При этом, по ее словам, если формирование накопительных пенсий, согласно концепции ЦБ, будет выведено из системы ОПС, создание независимого администратора учета целесообразно: "ПФР не будет смысла заниматься учетом пенсионных накоплений за пределами государственной пенсионной системы, распределенных по десяткам частных структур". 

Схожее мнение высказал и один из участников пенсионного рынка — по его словам, идея отдельного администратора средств накопительной пенсии "давно обсуждается и имеет смысл". Что касается передачи функций ПФР коммерческой структуре — по словам источника "Ъ", эффективность такой реформы трудно прогнозировать, но в ситуации сокращения расходов бюджета она может показаться правительству привлекательной. Представитель вице-премьера Ольги Голодец отказался от комментариев. 

Идеология, стоящая за идеей "частного администратора пенсионных прав", в странах ЕС давно применяется в ГЧП в соцсфере. Аутсорсинг такой инфраструктуры в отдельных коммерческих компаниях — также не новость, правда, в масштабах крупных стран этим обычно заняты госоператоры. По данным "Ъ", Сбербанк предлагает на первом этапе создать АО со стопроцентным участием ЦБ или другой госструктуры, а затем — распределить акции АО между участниками пенсионного рынка в равных долях (это, видимо, позволить ускорить окупаемость проекта). Проблема, впрочем, не столько в новизне идеи, сколько в том, как она может встроиться в давний спор ведомств о том, кто среди ведомств, имеющих контакт с гражданами, должен быть оператором единой системы их идентификации. На это претендуют и ФНС, и ПФР, и система МВД, и в какой-то степени Федеральное казначейство. Самоокупаемая публичная инфраструктура пенсионной системы в форме АО, принадлежащая участникам рынка,— идея, которая обречена на противодействие всех госструктур, готовых выполнять ту же задачу за бюджетные деньги и без претензий на коммерческую окупаемость.