По результатам выездной проверки ФСС не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, указав на отсутствие документов, подтверждающих страховой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности (трудовых книжек, в том числе уволенных работников). Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 06.02.2007 № 91, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Суд первой инстанции (дело № А66-3360/2015) поддержал выводы фонда. Апелляция отменила его решение, признав достаточными документами для подтверждения расходов на выплату пособий больничные листки и документы о выплате пособий работникам. Суд установил, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, определены компанией на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников. Однако на момент проведения проверки эти лица были уволены, поэтому их трудовые книжки отсутствовали.

Кассация (Ф07-881/2016 от 21.04.2016) согласилась с выводами апелляции, указав, что положениями правил предусмотрена обязанность работодателя вести учет движения трудовых книжек и вкладышей в них. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Таким образом, обязанность работодателя сохранять копии трудовых книжек после увольнения работников правилами не предусмотрена.