Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование законодательства в области специальной оценки условий труда.

Устанавливается возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не только по тем рабочим местам, где вредные и (или) опасные производственные факторы совсем не выявлены, но и по тем, где условия труда признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест для профессий, должностей, специальностей, дающих право на досрочную пенсию). Это делается в целях дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда.

Законопроектом также уточняется порядок определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых не проводится процедура идентификации таких факторов; вводится обеспечение защиты информации, составляющей охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки; регламентируется вопрос использования в ходе спецоценки методик (методов) исследований (испытаний) и измерений.

Ранее сообщалось, что этот же законопроект обяжет завершить спецоценку не позднее чем до 31 декабря 2016 года в отношении рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. В настоящее время последняя дата для завершения спецоценки - 31 декабря 2018 года. Однако тезис о форсировании этого процесса не поддержало Минэкономразвития - на странице проекта на портале появилось отрицательное заключение ОРВ. Минэк обращает внимание на неопределенность объекта проектируемого регулирования - понятие «основного персонала крупного предприятия промышленности, транспорта и связи» законодательством РФ не установлено; неясно, какой персонал следует считать основным, что подразумевается под крупным предприятием промышленности, транспорта и связи; отсутствуют критерии отнесения предприятий к крупным, а персонала к основному.

Также МЭР раскритиковало предложение о сертификации средств индивидуальной защиты (СИЗ). Сейчас в случае применения работниками при вредных условиях эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку, на одну степень. Проект предполагал ввести также возможность применения СИЗ, прошедших «добровольную сертификацию в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании». Этот тезис проекта Минэк предложил привести в соответствие с техрегламентом ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), которым предусмотрено обязательное подтверждение соответствия СИЗ его требованиям.