Получить доход от инвестирования пенсий можно будет, лишь оставаясь в одном и том же пенсионном фонде не менее пяти лет.

К рассмотрению Госдумой во втором чтении законопроекта, направленного на создание системы страхования пенсионных накоплений, подготовлены поправки, которые предполагают введение гарантий сохранности не только самих средств, но и дохода от их инвестирования. Поправки (есть в распоряжении «Известий») разработали председатель парламентского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина, ее заместитель Руслан Тихонов и член комитета Марина Мукабенова.

Согласно поправкам, если гражданин не будет переводить свои пенсионные накопления из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой и обратно в Пенсионный фонд России (ПФР) в течение пяти лет, то по истечении этого срока доход, полученный от инвестирования средств, будет зафиксирован. Таким образом будет гарантирована сохранность средств, которые отражены на тот момент на его индивидуальном счете.

И если в результате инвестирования этих пенсионных накоплений будет показана отрицательная доходность, то при переходе гражданина в другой фонд он все равно получит зафиксированную сумму. Разницу ему компенсирует пенсионный фонд, в котором до этого момента были аккумулированы средства. 

Если застрахованное лицо будет чаще, чем раз в пять лет, менять пенсионные фонды, то гарантии действовать не будут. В этом случае при переводе средств в другой фонд на индивидуальном счете не будет отражаться доходность, полученная от инвестирования средств на тот момент. Показатель будет равен номиналу — сумме всех взносов, направленных как самим гражданином, так и его работодателем на формирование накопительной части пенсии. При отрицательной доходности он будет даже меньше номинала.

Как следует из текста поправок, фиксация будет производиться каждые пять лет.

Вместе с тем в случае наступления страхового случая в отношении НПФ (отзыва лицензии у пенсионного фонда или при выходе гражданина на пенсию, если фонд на этот момент  не может исполнить свои обязательства) со стороны Агентства по страхованию вкладов (АСВ) гражданину будет гарантирован лишь номинал вне зависимости от сроков инвестирования им пенсионных средств. Если средств, отраженных на тот момент на счете меньше, то разница будет компенсирована за счет создаваемого гарантийного фонда.

Как указала эксперт Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук, редакцией проекта, принятой Госдумой в первом чтении, предлагался прямой запрет на переход из одного пенсионного фонда в другой чаще, чем раз в пять лет.

— В процессе подготовки законодательной инициативы рассмотрены альтернативные варианты: вместо того чтобы вводить прямые запреты, следует создавать стимулы для граждан реже переводить свои пенсионные накопления из одного фонда в другой, указывает Омельчук. — Средства пенсионных накоплений — это «длинные» деньги, предусматривающие получение доходности от их инвестирования в долгосрочной перспективе.

По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергея Смирнова, предложенные поправки в отличие от общего замысла пенсионной реформы представляются разумными.

— Они создают стимулы для стабильности при инвестировании пенсионных денег. Следует понимать, что это не игра на рынке акций, что это гарантии того, что при выходе на пенсию гражданин будет получать регулярный доход, говорит Смирнов. — Поэтому здесь опасна погоня за краткосрочной выгодой. Хотя такие отдельные положительные моменты не меняют общего замысла пенсионной реформы.

Законопроектом также предполагается создание двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений. Первый уровень — это внутренние гарантийные фонды, создаваемые каждым пенсионным фондом, второй — общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков. Координировать функционирование этой системы будет АСВ. Сумму отчислений страховщиков ежегодно будет определять Банк России.

Заключать договоры об обязательном пенсионном страховании смогут только НПФ, участвующие в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Такие НПФ должны иметь соответствующую лицензию, а также заключение Банка России о соответствии требованиям к участнику в системе гарантирования прав застрахованных лиц.