Нелегальный рынок труда оценивается в России от 12 до 30 миллионов человек. Речь идет не о мигрантах, а о россиянах, работающих без оформления трудовых договоров.

Портал Joblist.ru провел опрос во всех федеральных округах и выяснил, что 22 процента россиян на последнее место работы устроились без трудового договора. Эксперты же рынка труда утверждают, что в неформальном секторе занятости могут вращаться до 30-40 процентов трудоспособных жителей нашей страны.

Как следует из опроса, в половине случаев работодатели обещали сотрудникам заключить договор после испытательного срока. Однако впоследствии так и не сделали этого. При этом каждый третий нарушитель, или 36 процентов, объяснил это отсутствием времени для соблюдения всех формальностей. 14 процентов компаний сослались на отсутствие места в штате. Но из работников, заключивших трудовой договор, только половина, или 52 процента, его изучили. 41 процент работников прочитали его поверхностно. Шесть процентов трудовой договор вообще не читали, оправдывая это отсутствием времени, доверием к работодателю, уверенностью в том, что все равно ничего не поймут, даже если прочитают, или считая договор чистой формальностью.

Межу тем проблема неформальной занятости для России достаточно серьезна и более глобальна, чем показали результаты данного исследования. Как не раз заявляла руководитель Независимого института социальной политики Татьяна Малева, 26 миллионов трудоспособных россиян официально нигде не работают и не считаются безработными. Они просто находятся за гранью рынка труда, никто не знает, чем они занимаются и на что живут. Как она поясняла, 49 процентов трудоспособного населения (менее 40 миллионов человек) работают на крупных и средних предприятиях. Еще 6 миллионов официально числятся в малом бизнесе. Про 13 миллионов человек известно, что они трудятся неформально. Остальные 26 миллионов - невидимы.

Поднял недавно эту проблему и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, являющийся одним из соавторов поправок к "Стратегии 2020" и концепции миграционной политики. По его словам, из 72 миллионов трудоспособных человек порядка 30 миллионов заняты неформально или оформлены только частично - их заработок "открыт" для налогов, социальных платежей и контроля госорганов только наполовину, а то и на треть. И эти факты обязательно должны быть учтены при формировании госполитики на рынке труда