Эффективность использования трудовых ресурсов почти во всех сегментах российской экономики в разы ниже, чем на Западе, подсчитали в ГК «Институт тренинга — АРБ Про». Главные причины отставания — неразвитые технологии и плохой менеджмент. Сама система работы компаний построена так, что приходится подстраивать процессы под каждого нового руководителя и терять в эффективности работы, считают эксперты.

Согласно исследованию, по показателю выручки на сотрудника российские компании отстают во всех областях. Самый большой отрыв в авиации: производительность труда в АХК «Сухой» в девять раз меньше, чем в Boeing, и в десять раз меньше, чем в EADS. В банковском секторе выручка на сотрудника Сбербанка (120,4 тыс. долл.) в шесть раз меньше, чем у BNP Paribas. Также в шесть раз меньше производительность труда в ЛУКОЙЛе по сравнению с Exxon или Shell.

Немного позитивнее выглядит картина в ритейле. Производительность труда у лидера рынка X5 Retail Group всего в 1,5 раза ниже, чем у Tesco, и в 2,8 раз меньше, чем у Metro Group. Но у других компаний отрасли ситуация намного хуже: в большинстве сетей каждый сотрудник приносит 80—120 тыс. долл. в год, в то время как для сети 7-Eleven этот показатель в среднем равен 558 тыс. И только телекому удалось догнать Запад: выручка на сотрудника в МТС всего на 67% меньше, чем у Vodafone, и даже на 75% больше, чем у France Telecom.

Причин отставания много: низкая стоимость труда, которая делает труд большого штата для компании выгодным, узость рынка российских компаний по сравнению с мультинациональными конкурентами, слабое использование аутсорсинга, неэффективные бизнес-процессы и устаревшие технологии.