Правительство рассматривает законопроекты о новых правах профсоюзов

Сегодня Президиум Правительства РФ на своем заседании рассматривает проекты федеральных законов "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135)" и "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)", сообщила правительственная пресс-служба.

Проект федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции 135)" внесен МИДом России и Минздравсоцразвития России.

Конвенция о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция № 135) была принята 56-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 23 июня 1971 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г.

Предметом Конвенции № 135 являются основные права человека и гражданина, касающиеся свободы деятельности профессиональных объединений.

Конвенция для ее вступления в силу в Российской Федерации подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Конвенция № 135 устанавливает значение термина "представители трудящихся". Это представители профсоюзов, которые назначены или избраны профсоюзом или членами профсоюзов или выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства.

В соответствии с Конвенцией № 135 представителям трудящихся на предприятии предоставляются соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Требования Конвенции № 135 соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, статья 29 Кодекса определяет представителей работников, которыми могут быть как профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, так и иные представители, избираемые работниками в установленных законодательством случаях.

Кодексом для представителей работников установлены дополнительные гарантии. Так, в период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной выборный орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания, перевод на другую работу, увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение.

Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, способствует эффективной защите их от любого действия, в том числе и действия работодателя, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности.

Ратификация Конвенции № 135 не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующее законодательство.

Проект федерального закона "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)" внесен МИДом России и Минздравсоцразвития России.

Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154) была принята 67-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 19 июня 1981 г. и вступила в силу 11 августа 1983 г.

Конвенция для ее вступления в силу в Российской Федерации подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Конвенция № 154 направлена на содействие свободным и добровольным коллективным переговорам и основана на международных нормах.

В соответствии с положениями Конвенции термин "коллективные переговоры" означает, что все переговоры между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, проводятся в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися.

Требования Конвенции № 154 соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации, что дает возможность сторонам социального партнерства при ведении коллективных переговоров применять нормы Кодекса.

Так, в разделе II Кодекса "Социальное партнерство в сфере труда" определены основные понятия и комплекс мер по развитию социального партнерства, включающие основные принципы взаимоотношений сторон социального партнерства, уровни социального партнерства, формы социального партнерства и ответственность сторон.

Кроме того, статья 25 Кодекса определяет, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Представители работодателей определены в статьях 33 и 34 Кодекса.

Порядок ведения коллективных переговоров регламентируется главой 6 Кодекса.

Ратификация Конвенции № 154 не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующее законодательство.