Минэкономики вчера опубликовало проект закона, вводящий новые регламентные нормы деятельности госкорпораций и госкомпаний. Для этого предлагается изменить закон от 1996 года "О некоммерческих организациях" и закон от 1995 года "О Счетной палате РФ".

В первом блоке поправок Минэкономики речь идет о существенных ограничениях для сотрудников госкорпораций, которых, по сути, предложено приравнять в этом вопросе к госслужащим. Персональные запреты для менеджмента описаны наиболее подробно. Помимо требований не разглашать гостайну сотрудникам госкорпораций запрещается участвовать на платной основе в управлении коммерческими организациями, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать вознаграждения от третьих лиц за свою служебную деятельность. Также под запрет попали использование имущества госкорпорации в личных целях и использование должностных полномочий в интересах политических партий и религиозных движений. Ограничения вводятся даже на награды от иностранных государств и международных организаций — их можно будет получить только с письменного разрешения представителя нанимателя. Запрет распространяется и на участие в деятельности иностранных НКО. Кроме того, как и обычные госслужащие, сотрудники госкорпораций должны будут информировать руководство о себе и членах своих семей, сообщать сведения о доходах и имуществе семьи. В целом ограничения, разработанные Минэкономики, дублируют ограничения для лиц, занятых на государственной гражданской службе или замещающих госдолжности.

Второй блок поправок касается корпоративного управления в госкорпорациях — он вводит в них правила, дублирующие нормы закона "Об акционерных обществах". Вводятся нормы обязательной ежегодной проверки бухгалтерской отчетности независимой аудиторской организацией, выбранной на конкурсе. Также вводится правило утверждения "крупных сделок" высшим органом управления госкорпорации. Нормы предотвращения конфликта интересов в поправках согласованы с еще не принятыми поправками к закону об АО. Все госкорпорации становятся полностью подотчетны Счетной палате. Поправки требуют от госкорпораций, как в случае с крупными государственными АО, утверждать стратегии работы.