Программа пенсионного страхования и страхование несчастных случаев — вот что захотели сотрудники российских компаний включить в социальный пакет в 2008 г.

В сентябрьском «Обзоре заработных плат и компенсаций “Эрнст энд Янг” 2008/2009» были обнародованы самые популярные льготы, входящие в социальный пакет 163 крупнейших российских и международных компаний. В сентябре же «Амплуа-брокер» провела исследование «Социальный пакет — 2008» среди 50 крупных российских и иностранных компаний всех отраслей, чтобы выяснить традиционные и новые опции соцпакета, появившиеся в компаниях по запросам сотрудников.

  • Старое и новое

В том, что касается традиции, данные «Эрнст энд Янг» и «Амплуа-брокер» практически совпадают. 90% компаний предоставляют четыре самых распространенных пункта соцпакета (их также чаще всего соискатель спрашивает при приеме на работу) — добровольное медицинское страхование (ДМС), ДМС для детей и родственников, компенсация расходов на мобильную связь в полном объеме, оплата питания.

По сведениям «Амплуа-брокер», социальный пакет — 2008 отличает от предыдущих появление пяти новых опций, каждую из которых ввели от 20% до 50% опрошенных компаний: страхование несчастных случаев и страхование жизни, пенсионное страхование, ведение беременности как часть ДМС, фитнес/аренда спортивных площадок, оплата занятий английским языком.

  • Забрать пенсию

В компании 3М соцпакет включает 35 пунктов. Ключевой — медицинская страховка, по которой на каждого сотрудника выделяется до 40 000 руб. и около 20 000 руб. на ближайших родственников. Второй по популярности — льготное членство в спортклубе (15 000 руб. на человека ежегодно). Затем идут оплата обедов и предоставление корпоративного автомобиля, включая выходные и отпуска. Корпоративный автомобиль есть у каждого сотрудника отдела продаж.

В 2008 г. в 3М изменили пенсионную программу. «У нас существует накопительная пенсионная программа, в которой может участвовать каждый сотрудник, — рассказывает HR-директор 3М Юлия Демченко. — Если он ежемесячно отчисляет определенную сумму из своей зарплаты на накопительный счет, компания добавляет сотруднику такую же сумму. Когда сотрудник выходит на пенсию из 3М, ему выплачивается накопленная сумма. Когда сотрудник увольняется до пенсионного возраста, то, если он проработал в 3М больше пяти лет, он забирает и свои деньги, и добавленные компанией. До 2008 г. этот срок составлял не пять, а 10 лет». В 2008 г. расходы на соцпакеты в 3М выросли на 10%, в связи с изменением пенсионной программы появились скрытые затраты (выплаты в процессе ухода из компании сотрудников с более чем пятилетним стажем), которые пока нельзя посчитать, говорит Демченко.

  • Вперед в кафетерий

В компании SAP, чтобы иметь конкурентоспособный соцпакет, с 2008 г. вместо стандартного, единого для всех пакета введена система flexible benefits, или, как называют ее на Западе, система кафетерия. «На каждого штатного сотрудника выделяется одинаковая сумма, в рамках которой он сам может выбрать социальные опции, — рассказывает HR-директор SAP Шломит Груман-Навот. — Это 16 различных вариантов. Самые популярные у нас опции — медстраховка, фитнес, возможность отдохнуть в санатории». Затраты на измененный соцпакет увеличились в SAP на 12%.

Гендиректор «Амплуа-брокер» Наталия Толстая отмечает, что flexible benefits — один из основных трендов будущего года. «Хотя, — добавляет она, — кафетерий труден в разработке и администрировании».

С ней согласны в Hewlett-Packard, где, по словам Елены Тергуевой, HR-директора НР на территории России и СНГ, тоже переходят на систему кафетерия, но из-за особенностей проекта точных сроков пока назвать не могут. Сейчас в социальный пакет компании входят медицинская страховка, страхование жизни, оплата сотового телефона, корпоративная машина, расходы на домашний интернет (для тех, кому он нужен в работе), оплачиваемые обеды для всех. С прошлого года состав соцпакета не изменился, хотя затраты компании на него повысились — из-за инфляции и роста цен от страховых компаний.

Как отмечают эксперты «Амплуа-брокер», из-за растущей конкуренции за рабочих кафетерий спешат освоить и производственники. В этом году внедрить flexible benefits решилась крупная FMCG-компания, владеющая двумя заводами в Наро-Фоминске и Обнинске с общим числом рабочих 1200 человек. Там за рабочих конкурируют 39 заводов, и компания надеется таким образом повысить лояльность служащих, принципиально не повышая бюджет социального пакета (затраты увеличились на 5%).

  • Праздники считаются

В UC Rusal соцпакет клаcсический — ДМС, бесплатное организованное питание, льготное кредитование, льготные абонементы в спортклуб, оплата мобильной связи, корпоративные мероприятия (Новый год, День металлурга и день рождения компании). В 2008 г. добавились бесплатные путевки в детский лагерь в Анапе. Зато в московском офисе отменили бесплатные занятия английским языком. «Те, кому надо было повысить уровень английского, — комментирует директор по персоналу UC Rusal Виктория Петрова, — сделали это за предыдущие три года, когда опция действовала, а теперь знание языка обязательно при приеме на работу в московский офис Rusal». «В этом году в Москве, — продолжает Петрова, — соцпакет на одного человека стоил порядка $5000, в регионах чуть меньше — там ниже стоимость услуг контрагентов».

«За прошедший год размер затрат компаний на соцпакет (как процент от фонда оплаты труда) вырос в среднем с 4,5% до 6%, — подводит итог партнер “Эрнст энд Янг” Жанна Добринская. — Число компаний, предоставляющих редкие виды льгот (займы, организация отдыха, занятия спортом, жилищные программы и т. п.), в среднем по рынку остается стабильным, это крупные работодатели. Можно предположить, что в следующем году тенденция сохранится».