Прежде чем внедрить мотивирующую схему, руководителю следует узнать, что сотрудники воспримут на ура. Иначе можно получить обратный эффект и даже потерять ценные кадры.

"В одной компании внедрили программу обязательного корпоративного фитнеса под лозунгом "За здоровый образ жизни", – рассказывает консультант HR-клуба "Вектор" Екатерина Шубина. – Через неделю после этого подали заявления на увольнение несколько сотрудников финансовой дирекции. Обладая нужными компании профессиональными навыками и знаниями, они предпочитали проводить свободное время перед телевизором на диване и без энтузиазма восприняли новый мотивационный проект". Это яркий пример того, как мотивационная схема превращается в демотивирующую. Вместо того чтобы нацелиться на достижение более высоких результатов, сотрудник подумывает об уходе из компании. "При этом выходит, что работник и мотивационная схема существуют независимо друг от друга, – объясняет Екатерина Шубина. – Такой эффект получается, если в мотивационной схеме слишком много составляющих, схемы вознаграждения непонятны сотрудникам, а оценка результатов работы необъективна и т. д."

Не стоит и злоупотреблять слишком частым введением новых мотивирующих схем. "Так, в одной из петербургских компаний-дистрибьюторов за полгода сменились четыре коммерческих директора, – рассказывает Екатерина Шубина. – Каждый из них разработал и утвердил свой проект схемы мотивации торговых представителей. Сотрудники не успевали их осознавать. В результате у них сложилось впечатление, что система оплаты труда в компании непрозрачна и нестабильна".

Загвоздка в том, что даже проверенная мотивационная схема, например материальное поощрение, может не сработать. Слишком много слагаемых нужно учесть руководителю, чтобы получить желаемый эффект. "Например, показатели эффективности работы логистического подразделения не всегда зависят только от действий сотрудников, – говорит генеральный директор кадрового центра SKY Building Ирина Зинкина. – Задержки на таможне, проволочки с оформлением документов часто вызваны неэффективной работой службы контрагентов. Поэтому премирования по финансовому результату для логистов неэффективны".

По словам Ирины Зинкиной, мотивация только материальным поощрением обычно имеет краткосрочный эффект, особенно в отношении ценных сотрудников. Их могут перекупить более щедрые конкуренты. Поэтому руководителю следует сначала узнать, что же может зажечь блеск в их глазах. Люди, приходя в организацию, преследуют определенные цели. Поэтому добиться от них эффективной работы можно лишь в том случае, если выполнение работы приводит в первую очередь к достижению личных целей.

Вот типичные ошибки в схемах мотивирования:

1. Слишком частое изменение мотивационных программ. Сотрудники не успевают их осознать и использовать. Это негативно сказывается на эффективности работы сотрудников и их лояльности к компании.

2. Конфликт мотивационных схем сотрудников различных подразделений. В этом случае достижения целевых показателей работниками одного подразделения означают потерю бонусов для сотрудников другого. Эта ошибка снижает результативность работы подразделения и компании в целом.

3. Применение исключительно материальной или нематериальной мотивации. В каждой компании найдутся сотрудники как ориентированные на деньги, так и те, кто хотел бы повысить свою личностную эффективность.

4. Недостаточное внимание к дополнительной ценностной мотивации – возможности достижения и признания успехов, интересу к работе, ответственности, продвижению по службе, познанию чего-то нового, профессиональному росту.

5. Неправильное применение системы премирования. Материальное поощрение можно устанавливать только в том случае, если результат действительно на 100% зависит от работы сотрудников. В других случаях она непременно приведет к недовольству работников и даже их уходу из компании.