В минувшем году 59 процентов российских компаний пострадали от преступлений, связанных с хищениями собственности. Это больше, чем в любой другой стране Центральной и Восточной Европы.

К сожалению, мошенничество сотрудников по отношению к работодателю явление в мире распространенное. Компания Ernst & Young не только посвятило ему специальное ежегодное исследование.

Рекомендации специалистов Ernst & Young изложены в отчете "Мошенничество: как бороться с реальной угрозой".

1. Пересмотрите список возможных рисков мошенничества

Руководитель должен уметь предсказывать возможные риски мошенничества: пытаться предвидеть, как сотрудники могут обмануть компанию.

Исследование показало, что восприятие риска мошенничества и фактический риск возникновения многих видов мошенничества могут не совпадать. Только 21 процент респондентов (из 400 опрошенных топ-менеджеров в более чем 30 странах) указали, что наибольшее беспокойство у них вызывал недостоверный бухгалтерский учет. И это несмотря на то, что недавние корпоративные скандалы в компаниях Enron и Parmalat были обусловлены именно недостоверным бухучетом.

2. Анализируйте печальный опыт

Большинство компаний не анализирует свой опыт, связанный с мошенничествами, рискуя стать обманутыми снова. "В истории нашей компании было несколько уголовных дел, возбужденных по факту мошенничества, - рассказывает директор департамента юридического и правового обеспечения "Корпорации МИАН" Петр Побрызгаев. - Для того чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, в компании был создан и активно работает департамент юридического и правового обеспечения". Его функции - профилактика, отслеживание и пресечение всех видов мошенничества и нарушения прав интеллектуальной собственности.

3. Наблюдайте за менеджерами компании

Здесь важно понять, существуют ли процессы, подконтрольные и досконально известные только одному сотруднику. Точно так же надо четко прописывать порядок проверки сотрудников перед наймом, контроль за доступом в помещение, компьютерные системы, базы данных.

В начале этого года компания "АльфаСтрахование" выиграла в суде дело против страхового мошенника (или "дело о страховом мошенничестве"). Агент, получивший страховые бланки, пропал, не донеся деньги до компании. "Подобные проблемы существуют у всех страховых компаний. Они не исчезнут, но станут минимальными, когда наконец страховщики создадут единую базу данных по недобросовестным агентам, которая позволит правильно подбирать сотрудников компании", - считает директор по связям с общественностью компании "АльфаСтрахование" Ирина Лимитовская.

4. Обратите внимание на корпоративную культуру

Специалисты компании Ernst & Young считают, что организация, в которой царит атмосфера открытости и доверия, гораздо меньше подвержена риску мошеннических действий со стороны сотрудников, чем та, в которой господствуют секретность, страх, недоверие и авторитарность. "Дело в том, что в компании, где сотрудники испытывают давление, нет уверенности в завтрашнем дне, - поддерживает экспертов генеральный директор фармацевтической компании "ОНИКС ФАРМ" Елена Шмидт. - В таких компаниях велик риск того, что сотрудники начнут приворовывать на черный день".

5. Сформулируйте политику компании в отношении мошенничества

Необходим официальный письменный документ, а также план действий при подозрении в мошенничестве, содержащий рекомендации, как компания должна вести себя при первых появлениях подозрения, что в компании совершается мошенничество, кто и как должен вести расследование, что предпринимать в отношении "подозреваемого", как информировать персонал и СМИ.

Подобные документы дают понять сотрудникам, что компания контролирует ситуацию, что мошенничество будет обнаружено и что будут приняты меры, которые могут оказаться весьма серьезными.

6. Позаботьтесь о создании горячей линии

Каждый сотрудник должен знать, что сообщать о своих подозрениях - его обязанность. Ему должна быть гарантирована конфиденциальность, и он должен знать, кому сообщать и каким образом. Чтобы сделать процедуру такой горячей линии более эффективной, эксперты Ernst & Young рекомендуют передать ее в ведение третьей стороны. Правда, некоторые российские работодатели сомневаются в необходимости подобной процедуры. "Это несколько напоминает институт стукачества, - говорит Шмидт. - Есть опасность того, что это будет использоваться не по назначению".

7. Подумайте, довольны ли ваши сотрудники работой

Мотив мошенничества часто кроется в неудовлетворенности сотрудника - неповышение по службе, низкая зарплата, несправедливо большая нагрузка. Чтобы определить это, надо дать сотрудникам возможность высказывать свои претензии и обсуждать проблемы. То, что человек долго работает в компании, вовсе не является гарантией его честности. Самые крупные мошенничества, как показывает исследование, совершаются руководством компании (55 процентов) или ее сотрудниками (30 процентов), многие из которых имеют многолетний стаж работы в компании, пользуются доверием и располагают большими полномочиями.