
Несостоявшийся работник взыскал с РЖД 100 тысяч рублей за беспричинный отказ в приеме не работу, следует из обзора ВС.
К. претендовал на должность помощника машиниста в одном из подразделений РЖД. Прошел собеседование, после чего считал, что процедура трудоустройства запущена: по требованию предполагаемого работодателя прошел медкомиссию, психиатрическое освидетельствование, психофизиологическое обследование, а также раздобыл положительную характеристику с предыдущего места работы. Когда К. собрал все документы, в последний момент получил отказ в трудоустройстве без объяснения причин.
Сначала К. пожаловался в транспортную прокуратуру, потом в суд. В первой инстанции К. не повезло. Суд выяснил, что заявления о приеме на работу К. не писал. А значит, у организации отсуствовала возможность правильно отреагировать на такое заявление, то есть дать письменный отказ с указанием причин. Кроме того, суд поверил представителю фирмы, утверждавшему, что до кадровиков дошла негативная информация о К. с предыдущего места работы.
К. не сдался и отправился в апелляцию. Там решили, что упомянутая негативная информация ничем не подтверждена, зато есть положительная характеристика. Также апелляция пришла к выводу, что прохождение всех обследований говорит о намерении работодателя принять К. и о фактическом начале процедуры трудоустройства, так что отсутствие заявления – это формальность, не имеющая в данном случае значения. К. соответствовал всем требованиям, результаты обследований показали, что к работе годен. Так что уважительных причин для отказа не было.
В итоге К. удалось получить компенсацию морального вреда в сумме 100 тысяч рублей. Данный спор приведен в свежем обзоре судебной практики, составленном ВС, от 27 апреля 2022 года).