Минтранс утвердил новые особенности регулирования графика труда водителей
© anekdotov.net

Новые правила будут распространяться на любых водителей, в чьи трудовые обязанности входит управление автомобилем, независимо от сферы деятельности работодателя и от того, кому принадлежит автомобиль. Также правила теперь касаются ИП, не являющихся работодателями.

С 1 января 2021 года вступят в силу новые особенности планирования рабочего времени работников-водителей. Теперь отдельно отмечается, что правила касаются также и ИП, управляющих транспортным средством самостоятельно.

Для кого это придумано

Сейчас есть оговорка, что правила применяются к работе на автомобилях, принадлежащих фирмам, ИП и другим лицам, занятым перевозочной деятельностью. Таких ограничений по применению новых правил нет – они будут распространяться на любых водителей, в чьи трудовые обязанности входит управление автомобилем, независимо от сферы деятельности работодателя и от того, кому принадлежит автомобиль. То есть, управление личным транспортом любого работника фирмы, которому нужно перемещаться на своем авто, например, ради заключения договоров, будет подпадать под установленные правила, если вождение входит в трудовые обязанности.

При этом будет и больше исключений, к которым правила не применяются – это:

  • перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов власти и местного самоуправления;
  • международные перевозки (на них не распространяются также и действующие особенности);
  • перевозки в пределах территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • управление легковыми автомобилями ведомственной охраны;
  • управление пожарными и аварийно-спасательными автомобилями, включая предназначенные для оказания медпомощи (такое исключение есть и сейчас), задействованные в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
  • вождение автомобилей при оперативно-разыскной деятельности;
  • водители-военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы.

Вместе с тем, не будет такого исключения, как водители в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ. То есть, теперь таких водителей вновь установленные особенности тоже будут касаться.

Делу время

По существу – поменяются и некоторые ограничения по графику работы. Например, упраздняется случай, когда суммированный учет охватывает полгода – остается общая продолжительность 1 месяц и возможный максимум 3 месяца, устанавливаемый локальным актом по согласованию с профсоюзом.

Упраздняется требование о том, что если предусматривается пребывание водителя в автомобиле более 12 часов, то в рейс надо направить не менее двух водителей, и автомобиль должен быть оборудован спальным местом.

Вообще, предельно допустимая длительность смены будет не более 12 часов. При этом правила по-прежнему оговаривают перечень отрезков времени, включаемых в рабочее. В целом список тот же, но только теперь в него не включено:

  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки при междугородных перевозках, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.

Тем не менее, эти отрезки времени все равно смогут включаться в рабочее, но только в том случае, если это предусмотрено трудовым договором. Равно как и любые другие установленные им периоды.

Потехе час

Первый спецперерыв водитель должен будет делать через 4 часа 30 минут после начала движения (сейчас – 4 часа). Упраздняется требование о последующих спецперерывах каждые 2 часа, теперь интервал между ними сможет составлять также 4,5 часа. Но длительность спецперерывов – 45 минут (сейчас – 15). Каждый такой перерыв можно будет делить на части, первая из которых не менее 15 минут, вторая – не менее 30 (в некоторых случаях каждая из частей не менее 10 минут).

Еженедельный отдых должен будет составлять не менее 45 часов. Вместе с тем, упраздняется требование о том, что такой отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом.

Есть и другие отличия относительно действующего порядка (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).