Из-за забастовки профсоюза завод Ford во Всеволожске недопроизвел почти 5 тыс. автомобилей Focus, а это почти месячный объем производст­ва. Кроме того, по этой же причине компания была вынуждена почти на месяц перенести запуск производства Ford Focus третьего поколения, который стартует только в середине февраля.

Рабочие всеволожского завода Ford бастовали в прошлом году дважды. В феврале предприятие простаивало один день, в результате чего рабочие добились изменения условий коллективного договора, вступившего в действие с 1 марта. Кроме того, конвейер завода был полностью остановлен 20 ноября и полноценно заработал в три смены только с 17 декабря.

Между тем компания вовсе не застрахована от повторения прошлогоднего форс-мажора. Трудности с профсоюзом обусловлены недостатком рабочей силы, акции протеста начались, как только Toyota объявила, что будет строить завод. Ситуация будет только накаляться, по мере того как свои питерские заводы запустят остальные производители. В то же время бесконечно поднимать зарплату рабочим невозможно. Это делает бессмысленным производство в России. Экономическая целесообразность производства в России и так сокращается за счет инфляции.

Одновременно автопроизводители не могут свободно компенсировать дополнительные расходы на рабочую силу и убытки от недопроизводства за счет повышения цены на автомобили. На российском рынке маржа автопроизводителя и дилера не так велика, как на других рынках, например в Германии, Италии и Великобритании. Поэтому при распределении квот преимущество отдается другим рынкам. Ford мог бы сохранить первое место в продажах по итогам года, если бы России была выделена большая квота.