Согласно представленным Банком России первым оценкам показателя долговой нагрузки (ПДН), более половины заемщиков тратят на погашение кредитов больше половины своих доходов. Одновременно растут рискованность кредитов и количество банков, у которых этот риск максимален. При этом рост потребительского кредитования замедляется и снижается его рентабельность.

28 января Банк России представил доклад «О развитии банковского сектора РФ в 2019 году», где впервые обнародовал данные о ПДН заемщиков-физлиц. Согласно данным ЦБ, более половины необеспеченных потребительских ссуд были выданы клиентам, которые тратят на их погашение более 50% дохода. А 20% заемщиков и вовсе вынуждены отдавать по долгам более 80% заработка. Как пояснил глава департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов, это данные по кредитам, выданным с 1 октября 2019 года, поскольку до этого времени ПДН не считался. Сами банки более оптимистичны. Заместитель директора департамента анализа розничных рисков банка «ФК Открытие» Виталий Украинский сообщил, что «в сегменте потребкредитов более половины наших клиентов тратят на их погашение менее 50% от доходов». «Среди клиентов, тратящих более 80% доходов на погашение кредитов, могут быть люди, формы подтверждения доходов которых не принимаются в расчет, согласно требованиям регулятора к ПДН»,— отмечает он.

Впрочем, в докладе ЦБ есть и другие указания на напряженность ситуации с необеспеченными потребительскими ссудами (НПС). 

В частности, показатель стоимости риска в сегменте кредитования физлиц вырос за год с 0,9% до 2,3%. При этом до 2019 года снижалось количество банков с этим показателем выше 3%. Но в прошлом году тенденция была сломлена — их число выросло до 138 (10% в активах банковской системы), тогда как по итогам 2018 года их было 77 (5%). «Рост стоимости риска является ранним индикатором ухудшения качества розничных кредитов, поскольку указывает на снижение качества выдач»,— отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. При этом, по ее оценке, тенденция затронула не только небольшие банки — «показатель стоимости риска топ-20 банков по объему портфеля потребительских кредитов (по данным МСФО) прибавил 0,6 п. п. с начала 2018 года и достиг 6,9% к середине 2019 года». Значимым фактором роста стоимости риска, по мнению руководителя направления банковских рейтингов агентства НКР Михаила Доронкина, стало и существенное ускорение с конца 2018 года темпов роста необеспеченного кредитования, для которого характерна более высокая дефолтность. «Устойчивое снижение ставок привело к росту спроса на потребкредиты и усилению конкуренции за качественных заемщиков, в результате чего банки вынуждены были уходить в более рискованные сегменты потребкредитования»,— уверен он.

При этом в докладе ЦБ отмечается, что после введения ПДН устойчиво замедляется рост потребкредитования.

В декабре прирост составил 1%, а за год объем потребительских кредитов вырос на 18,6% (в 2018 году — 22,8%). Это заставляет банки активно конкурировать за заемщиков. «Мы нацелены на рост доли розницы в кредитном портфеле — на уровне 30% в 2020 году»,— говорит главный финансовый директор Альфа-банка Алексей Чухлов. Директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Global Сергей Вороненко обращает внимание, что банкам нужно продолжать поддерживать рост розничного кредитного портфеля, «а на таком высококонкурентном сегменте многие банки вынуждены привлекать и удерживать клиентов как раз ставками, что будет сказываться в виде дальнейшей компрессии маржи».

В докладе ЦБ также отмечается снижение процентной маржи. Как заметили в ВТБ, в 2019 году «мы наблюдали давление на маржу по всем видам бизнеса». По мнению старшего кредитного эксперта агентства Moody’s Ольги Ульяновой, процентная маржа прежде всего снижается за счет того, что по вновь выдаваемым кредитам банки вынуждены предлагать клиентам все более низкие ставки. По подсчетам директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антона Лопатина, в настоящее время чистые процентные доходы составляют примерно 60% всех операционных доходов российских банков, еще 20% приходятся на чистые комиссионные доходы. Но в условиях снижения процентной маржи банки будут большее внимание уделять комиссионному доходу.