В 2015 году россияне стали меньше пить

За этот год россияне стали меньше выпивать: в 2014-м на душу населения приходилось 13,5 л выпитого спирта в год, а в 2015-м — уже 11,5 л. Об этом «Известиям» рассказала директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава РФ Татьяна Клименко. По данным Росстата, сменилась и структура потребляемых напитков: россияне стали реже покупать водку и чаще — вино.

По мнению Клименко, снижение объемов выпитых горячительных напитков связано с государственной политикой в этом вопросе.

— Снижение начало происходить с тех пор, как алкоголь перестали продавать по ночам. Это очень позитивный момент, который говорит о действенности ограничительных мер. Результат видно: на улице пьяных почти нет, — говорит Клименко.

Отметим, многие эксперты и чиновники в последнее время говорят о повышении доли контрафактного алкоголя и, соответственно, реальном увеличении количества употребляемых россиянами горячительных напитков.

— Это лоббистские утверждения, ведь ограничения наносят вред алкогольному бизнесу. За контрафактом пойдет далеко не каждый, его пьют единицы, — уверена Клименко.

По ее мнению, высоки шансы того, что тренд на снижение количества выпитого сохранится и в 2016 году.

— Всё зависит от того, какую информационную кампанию будут вести СМИ. Если продолжат продвигать здоровый образ жизни, ГТО, то и настроения населения будут соответствующие, — говорит Клименко.

По данным Росстата, изменилось не только количество выпиваемого, но и предпочтения в напитках. Согласно последнему докладу службы «Социально-экономическое положение России», за первые десять месяцев этого года россияне купили на 4,7% меньше спиртного, чем за аналогичный период прошлого года (859 млн л против 953 млн л в абсолютном алкоголе). Вино и «прочую алкогольную продукцию» (сидр, пуаре, медовуху) стали покупать чаще (на 3,5% и на 20,3% соответственно). При этом на 22,8% снизились продажи слабоалкогольных коктейлей и на 6,7% — продажи водки. Почти на прежнем уровне сохранились продажи коньяка и пива (снижение менее 5%).

Председатель правления РОО «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина утверждает, что снижение алкоголизации россиян не такое значительное, как говорят в институте при Минздраве.

— Можно измерять, сколько было выпито, на душу населения, а можно — на лиц старше 15 лет, то есть фактически пьющих. Последняя цифра гораздо ближе к реальности. Здесь, по наркологическим данным, тоже есть небольшое снижение. Это значительно связано с падением покупательной способности, — считает Халтурина.

Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что социально-экономических причин для снижения потребления алкоголя нет.

— Учитывая долю нелегального рынка, мы пьем примерно 12,5-13 л спирта на душу населения, на этом же уровне пьют и в странах Евросоюза. При этом общий объем потребления сокращается из-за демографии: в начале 1990-х родилось мало детей, из-за этого с 2007-2008 годов пивная индустрия очень пострадала. Сейчас это отражается уже и на крепком алкоголе, — говорит Дробиз.

Отметим, в августе в Росалкогольрегулировании сообщили о том, что получили правительственное поручение разработать материалы и план проведения кампании по повышению культуры потребления алкогольной продукции и борьбе со злоупотреблением спиртным. Среди отправленных в правительство предложений — включить в кампанию социальную рекламу на билбордах, листовках и ТВ, вирусные ролики в соцсетях и антиалкогольные флешмобы предположительной общей стоимостью 2,3 млрд рублей (в Росалкогольрегулировании эту цифру не подтверждают). К обсуждению присоединились общественники, предложившие подключить к борьбе с пьянством звезду бокса Роя Джонса и актера Стивена Сигала. Правительство пока не озвучило решения о том, какой будет стратегия кампании и будет ли она вообще.


Источник : Известия