Электронная подпись нотариусов вот-вот облегчит жизнь организациям и физлицам

Новые возможности, которые открывает для организаций и физлиц применение нотариусами электронной цифровой подписи, прокомментировал президент Московской городской нотариальной палаты Василий Ралько, сообщает пресс-служба МГНП.

Как известно, электронная цифровая подпись (ЭЦП) является главным инструментом для того чтобы электронные документы обладали официальным статусом, ее использование регламентируется федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ.

Как напомнил Ралько, в конце 2010 года в Москве открылся Удостоверяющий центр нотариата России. В соответствии со статьей 8 ФЗ "Об электронной цифровой подписи" удостоверяющие центры должны создавать ключи электронной цифровой подписи, а также проводить все операции с ними. Главная задача, которая стоит перед этим центром в ближайшее время – изготовление ключей ЭЦП для всех нотариусов России.

Развитие электронного документооборота в российском нотариате позволит, с одной стороны, сделать взаимодействие нотариуса с физическими и юридическими лицами более эффективным и удобным. С другой — создаст условия для продуктивного взаимодействия нотариата с государственными и муниципальными органами по множеству вопросов, таких как удостоверение сделок и регистрация права, а также регистрация юридических лиц.

Применительно к последнему моменту, глава МГНП отметил, что начиная с 2011 года первый и крупнейший в России Единый регистрационный центр города Москвы – столичная межрайонная ИФНС России №46 — начнет прием заявлений в электронном виде при регистрации индивидуальных предпринимателей, проживающих в Москве и имеющих сертификат ключа цифровой подписи.

Начиная со второго квартала 2011 года, появится возможность представить документы в электронном виде с ЭЦП при регистрации юридических лиц на территории города Москвы. Одним из составных элементов регистрации юридических лиц является удостоверение подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, которое осуществляется нотариусом. Если электронный документооборот будет налажен также и у нотариуса, то вся процедура регистрации юридического лица может быть осуществлена в электронном виде.

Другой формой участия нотариата в электронном документообороте является информационное сотрудничество между нотариатом и рядом государственных органов (регистрационных, налоговых, жилищных и др.). Такое сотрудничество выражается в получении доступа к электронным базам данных друг друга. Так, Федеральной нотариальной палате был предоставлен доступ в режиме "запрос-ответ" к Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), благодаря чему нотариусы получили возможность получения справочной информации, необходимой при совершении нотариальных действий с участием юридических лиц. К примеру, с июля 2009 года по октябрь 2010 года нотариусами России было получено более 140 тысяч выписок из ЕГРЮЛ. Это сотрудничество будет расширяться.

Даже если лицо, обратившееся к нотариусу со своим вопросом, не является владельцем сертификата ключа подписи, то нотариус, который подобным ключом обладает, может взять на себя все дальнейшие действия по взаимодействию с государственными органами. Эта услуга в равной мере актуальна как для физических, так и для юридических лиц. Таким образом, например, при нотариальном удостоверении сделки, по которой требуется дальнейшая регистрация перехода права собственности, нотариус сам в электронной форме собирает все необходимые документы и справки, направляет их в регистрирующий орган и получает документы после регистрации, говорит Ралько.

Это означает, что заявитель избавлен от необходимости хождения по многочисленным государственным и муниципальным организациям, стояния в очередях, исправления ошибок и т.д. В случае создания полноценной системы электронного документооборота, связывающего нотариат со всеми государственными органами, выполнение этих функций для нотариуса не будет являться сложным или затратным по времени и средствам. Следовательно, стоимость этих услуг для граждан и организаций не будет высокой. По крайней мере, она будет в разы меньше тех сумм, которые просят за аналогичную деятельность разнообразные посредники.

Таким образом, по словам Ралько, получается полноценная "система одного окна", которая удобна как для граждан и организаций, так и для государственных органов. В свою очередь подобная реформа будет способствовать снижению уровня коррупции, так как исключает непосредственные контакты между заявителями и государственными органами, а взаимодействие этих органов с нотариатом будет строго регламентировано на официальном уровне.

Председатель нотариальной палаты Москвы отметил, что формирование системы электронного документооборота должно оказать существенное позитивное влияние на всю правовую систему РФ.

"И роль нотариата в этом процессе является не последней, — заявил Ралько. — Нотариус как эксперт по правовым вопросам, удостоверяющий юридически значимые акты, сможет использовать эту систему для оптимизации процедур государственной регистрации прав и юридических лиц, а также для многих других нотариальных действий, которые могут совершаться в электронной форме".


Источник : Право.ru