Сайтам госструктур приказали стать доступнее для народа

Министерство экономического развития утвердило основные технологические, программные и лингвистические требования к официальным сайтам федеральных органов власти и их территориальных подразделений. Ни один государственный портал им не соответствует в полной мере. Эксперты опасаются, что исполнение положений приказа в большинстве ведомств будет формальным, зато финансирование на эти цели они потребуют вполне реальное.

Приказ Минэкономразвития с перечнем требований, предъявляемых к официальным сайтам федеральных министерств и ведомств требует, чтобы сайты госструктур были доступны для пользователей круглосуточно. Перерыв в их работе не должен превышать четырех часов в месяц. Причины всех сбоев в работе сайтов их администрациям придется объяснить в течение двух часов после устранения неполадок. Ресурсы федеральных структур обязаны сохранять работоспособность при двукратном превышении максимального суточного число обращений к сайту за последние шесть месяцев, но не менее 10 тыс. обращений в месяц (около 500 хитов в день, не считая выходных). Все страницы сайта должны иметь счетчик посещений, а вся собранная им информация должна находиться в свободном доступе для посетителей в течение трех лет.

Информация на сайтах федеральных структур обязательно должна быть на русском языке. Но по решению руководителей федеральных структур или их территориальных подразделений часть материалов может размещаться на языках народов России или иностранных языках.

Доступ ко всей информации на сайтах министерств и ведомств необходимо сделать бесплатным и не требующим авторизации пользователя. Все страницы сайта должны быть доступны для индексации поисковыми системами, а также для просмотра и копирования посетителями без использования платного программного обеспечения, в том числе и при отключенной графике (в частности, такой режим вынуждено применять большинство пользователей мобильного Интернета в России).

Официальные сайты госорганов обязаны быть функционально простыми. Посетитель должен иметь возможность просмотреть всю размещенную на сайте информацию, сделав при этом не более пяти переходов (кликов).

Приказ Минэкономразвития требует, чтобы размещение, изменение или удаление информации на сайте производилось с использованием электронной цифровой подписи. Но это единственный пункт приказа, вступление в силу которого отложено на 1 июля 2010 года (предполагается, что к этому времени вступит в силу новая версия закона «Об электронной подписи», принятого Госдумой в первом чтении 22 января). При этом администраторам сайтов придется вести журналы всех действий, а также сохранять ежедневные, еженедельные и ежемесячные копии всего сайта, чтобы иметь возможность в случае необходимости оперативно восстановить утраченную информацию. Хранить ежемесячные копии придется не менее трех лет.

Приказ Минэкономразвития потребует доработки всех государственных сайтов, уверена генеральный директор агентства «Стратег» и руководитель специализированного блога gov-gov.ru Екатерина Аксенова. «Например, далеко не везде существует возможность поиска документов по реквизитам, -- сказала "Времени новостей" специалист. -- До сих пор разработчики государственных сайтов мало заботятся об их доступности для слабовидящих и незрячих пользователей -- требования обеспечить возможность навигации по сайту с отключенной графикой и корректно увеличивать размер шрифтов важны именно для них».

При этом г-жа Аксенова признает, что качество сайта госструктуры во многом зависит не от инженеров-разработчиков, а от продвинутости руководства ведомств и сотрудников пресс-служб. «Ни один разработчик не сможет сделать качественный сайт, если заказчику безразличен этот проект. Без деятельного участия самого ведомства исполнитель не сможет разобраться, какие конкретно процессы должен обеспечивать сайт», -- уверена эксперт.

Справедливость этого утверждения доказывает тот факт, что ускорение работе по выводу федеральных структур во Всемирную сеть придал главный интернет-пользователь страны -- президент Дмитрий Медведев. В апреле прошлого года, заслушивая отчет о ходе выполнения программы по созданию электронного правительства, глава государства обратил внимание на очень разный уровень сайтов федеральных структур. «В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация, -- заявил г-н Медведев и привел в пример Федеральную налоговую службу. -- А некоторые безобразные, невозможно ничего понять, сапоги всмятку, -- таковым является сайт Федеральной миграционной службы».

В исследовании Института развития свободы информации, опубликовавшего в конце декабря 2009 года рейтинг открытости официальных сайтов федеральных госструктур, портал ФМС получил совсем другую оценку -- он занял второе место (лучшим признан сайт «Роспатента» с уровнем открытости 55%). Сайт ФНС в этом рейтинге занял только 16-е место (с оценкой 38,2%). Руководитель проекта Елена Голубева настаивает на справедливости такой оценки виртуального представительства миграционной службы. «По нашим экспертным оценкам, содержательно сайт ФМС более насыщен, чем сайт ФНС, где часть информации размещена в нескольких разделах, а часть -- неактуальна», -- считает исследователь. Она соглашается, что сайт может уступать по простоте навигации или по внешнему восприятию. Но обращает внимание, что мнение на этот счет субъективно у каждого пользователя.

Кстати, откликаясь на критику президента, сайт ФМС с апреля уже несколько раз визуально изменялся, пытаясь создать более благоприятное впечатление у большинства пользователей. Аутсайдерами рейтинга вполне закономерно стали сайты различных околосиловых структур с повышенной секретностью: службы внешней разведки (с уровнем открытости 10,6%), Главного управления специальных программ президента (11,5%), Федеральной службы исполнения наказаний (13,8%), Федеральной службы охраны (14,7%) и примкнувшего к ним «Росалкогольрегулирования» (12,5%). У «Рособоронпоставки» вообще нет сайта (экспертам в военной области этот факт дает еще один повод сомневаться в существовании самого ведомства).

Не все верят, что появление приказа сможет реально изменить виртуальное лицо государства. «Нетехнологичность как закона №8-ФЗ, так и приказа создает возможность для органов власти соблюдать их лишь на формальном уровне, без фактического повышения доступности информации для граждан», -- заявил известный эксперт по госсайтам и автор проекта OpenGovData Иван Бегтин в своем блоге. Он не уверен, например, что требование доступности любой информации на сайте не более чем за пять кликов приведет к упрощению навигации для пользователей. «Требование по пяти переходам можно очень легко соблюсти формально, сделав страницу «Карта сайта» и выгружая туда хоть все тысячи и десятки тысяч ссылок с полным соблюдением требований приказа и минимальным удобством для пользователя», -- опасается Иван Бегтин. По его мнению, некоторые развитые сайты могут потребовать и большего количества кликов, и в этом нет ничего страшного. «Главным является не их число, а наличие постоянной ссылки у страницы, возможность экспортировать информацию», -- полагает эксперт.

Иван Бегтин обращает также внимание на тот факт, что требование об обязательности установки счетчика на каждой странице государственного сайта может сделать доступной для посторонних информацию из личных кабинетов пользователей. Эти кабинеты неизбежно появятся с развитием системы электронных государственных услуг и уже действуют на некоторых сайтах. Например, недавно о запуске такой функции объявила Федеральная налоговая служба.

Участники специализированных форумов, комментируя приказ Минэкономразвития, сомневаются в возможности учесть все имеющееся у пользователей программное обеспечение, чтобы сделать легкодоступной информацию официальных сайтов. Это доказывает пример сайта OpenGovData.Ru, организаторы которого тоже ставили перед собой задачу сделать официальную информацию простой и доступной для граждан. «И это понятность информации? Да тут черт голову сломает, чтобы узнать что-то. Зачем это все и как пользоваться?» -- возмущается один из посетителей, и с его мнением трудно не согласиться. То, что кажется легкодоступным для программиста, недосягаемо для простых юзеров, и, наоборот, легкодоступное для большинства вряд ли сочтет простым специалист.

«Технологически такие документы необходимо выкладывать на сайт в тех форматах, которые бесплатны для читателя, например в html (то есть просто на интернет-страницу) или pdf, -- объяснили в ОАО «Комстар» -- крупнейшем интернет-провайдере страны. -- Однако необходимо учитывать, что и эти программы могут со временем стать платными, и этот процесс надо отслеживать».

Но чаще всего на специализированных форумах задают вопрос о потенциальной стоимости работ, которые необходимо провести на своем сайте каждому ведомству для удовлетворения требований приказа Минэкономразвития. Один из экспертов называет сумму в 60 млн руб. Но вряд ли госструктурам удастся уложиться в эти рамки. По словам генерального директора «Ростелекома» Антона Колпакова, бюджет запущенного в эксплуатацию этой структурой совместно с Минкомсвязи в середине декабря прошлого года интернет-портала www.gosuslugi.ru, созданного для доступа населения к информации об услугах, предоставляемых государственными структурами, составляет 100 млн рублей.

Некоторые специалисты уверены, что цену создания и поддержки госсайтов можно снизить на порядок, если создать для этого специализированную госструктуру, которая занималась бы разработкой и поддержкой сайтов для всех государственных органов. Екатерина Аксенова из «Стратега» считает, что полная централизация невозможна: «Ведомства решают очень разные задачи, которые требуют полного погружения в специфику. Ни одна структура не сможет одновременно заниматься обеспечением электронных государственных услуг по постановке автомобилей на учет в ГИБДД, организацией для нескольких тысяч экспертов интернет-обсуждения нового законопроекта или модерацией 20 министерских блогов. Сейчас роль собственно технологий все больше уходит на второй план, а главное, это содержательная работа, которой должны заниматься сами ведомства».


Источник : Время новостей