Только 12 российских автостраховщиков вступили в "Зеленую карту"

Сегодня поступили в продажу первые "зеленые карты" российского образца. Только с ними начиная с 1 января 2009 года смогут преодолеть границу автотуристы и международные автоперевозчики. Из 23 страховых компаний, планировавших войти в российское бюро "Зеленая карта" еще в начале года, 11 изменили свои планы. Так что в следующем году только 12 российских страховщиков будут заниматься урегулированием убытков при ДТП с участием российских автомобилистов за рубежом и иностранных - в России.

Почему же почти половина страховых компаний решили отказаться от участия в этом проекте? Как объясняет Сергей Разуван, исполнительный директор российского бюро "Зеленая карта", причины в основном финансовые. "По мере того как компаниям становились понятны правила и условия игры, они принимали решение вступать или не вступать в проект, говорит он. - Кризис заставил некоторых страховщиков, которые заявляли о своих намерениях вступить в систему еще летом, отказаться от этой идеи, скорее всего, потому, что "входной билет" оказался слишком дорогим. Во-первых, компании необходимо заплатить 500 тысяч евро в специальный гарантийный фонд. А дальше участвовать в проекте на тех финансовых условиях, которые выдвигает международная система, то есть обеспечить гарантию в 11 миллионов евро, разделив эту сумму на всех участников".

Одно дело - делить 11 миллионов на 23 страховые компании и совсем другое - на 12. В первом случае лепта каждого страховщика составляет чуть больше 476 тысяч евро, а во втором - 916 тысяч "с копейками". Плюс каждый год компаниям нужно платить "вскладчину" 2 миллиона евро в качестве перестраховочной премии. "Из-за кризиса часть страховщиков отказались от участия в "зеленой карте", и нагрузка на остальных по оплате гарантийного взноса возросла", - сетует Александр Гурдус, директор Центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО.

В число отказавшихся от "зеленой карты" российских страховщиков вошли "Ингосстрах", МАКС и "СОГАЗ". Первые две компании комментировать "отступление" отказались, а вот председатель правления страховой группы "СОГАЗ" Вадим Янов объяснил "РБГ" позицию компании: "Проанализировав затраты на вступление в систему, а также возможные объемы продаж и убытков по "зеленым картам", мы пришли к выводу, что наше участие в этом проекте не окупится даже через 8-10 лет. Поэтому мы будем предоставлять эти услуги по агентскому договору с одним из наших партнеров".

Те, кто остался, тоже не рассчитывают на быструю окупаемость "зеленой карты". "Опыт участия страховщиков ряда европейских стран в международной системе "Зеленая карта" показывает, что в данном бизнесе не следует ожидать сверхприбылей. Его привлекательность для компании во многом будет зависеть от уровня и сбалансированности страховых тарифов и оптимальных операционных расходов на ведение данного бизнеса. По предварительным оценкам, ожидаемая рентабельность по данному виду страхования не превысит 5-15 процентов", - считает Александр Гурдус.

Не ждет сверхприбылей от продаж полисов "Зеленая карта" и Алексей Мариничев, заместитель начальника отдела внедрения страховых продуктов страховой компании "Согласие". Особенно в ситуации экономического кризиса. "К сожалению, кризис совпал с вступлением России в международную систему "Зеленая карта". Следствием кризиса, конечно, будет снижение не только международных автомобильных перевозок, осуществляемых перевозчиками, но и поездок россиян на собственном транспорте в страны Евросоюза, Украину, Белоруссию, на популярные горнолыжные курорты Финляндии, Словакии, - говорит он. - Таким образом, из-за снижающегося объема пересечений российскими транспортными средствами границы участие в этом проекте на настоящий момент представляется довольно рискованным".

И тем не менее 12 страховщиков решили рискнуть. Чего же они ждут от "зеленой карты", если не прямой выгоды?

"Учитывая, что СК "Согласие" ориентируется на активное развитие розничного сектора , продажа "зеленой карты" нами рассматривается как дополнительный аспект привлечения потенциальных клиентов в офисы компании и предложения таким клиентам страховых продуктов по добровольным видам страхования, - объясняет Алексей Мариничев. - То есть мы надеемся расширить круг страхователей по добровольным видам страхования (автоКАСКО, страхование имущества) за счет клиентов по "зеленой карте"".

По оценке Сергея Разувана, совокупная премия 12 российских страховых компаний, вступивших в проект, составит от 20 до 50 миллионов евро. И кризис не перекроет основного потока автомобилистов, пересекающих границу. "Основной поток приходится не на туристов, а на короткие приграничные поездки, связанные с деловыми интересами, мелким бизнесом, общением, это ежедневные маршруты жителей приграничных территорий, - говорит он. - Люди, которые совершают такие поездки, вряд ли от них откажутся из-за кризиса, так что общий объем застрахованных существенно не изменится".

Цена российских полисов практически не отличается от иностранных, так что дороговизна "зеленой карты" также не сможет стать препятствием для автопутешественников.

"На начальном этапе принципиальных изменений по стоимости "зеленых карт" ждать не приходится, так как перечень рисков остается прежним, меняется лишь страховщик - с иностранного на российского, - отмечает Александр Гурдус. - В дальнейшем уровень тарифов будет зависеть от самих российских автомобилистов. В зависимости от количества аварий, совершенных по их вине, и общего уровня убыточности тарифы на российские "зеленые карты" могут быть скорректированы в ту или иную сторону".

Страховые компании - члены Бюро "Зеленая карта": "АльфаСтрахование", ВСК, "Двадцать первый век", ЖАСО, Международная страховая компания "АЙНИ", "РЕСО-Гарантия", "РГС-Столица", РОСНО, СК "Русский мир", Страховая компания "Согласие", Страховая группа "Спасские ворота", ЭРГО Русь.


Источник : Российская Бизнес-газета