Для получения прав водителям придется сдавать обязательный экзаме­н на знание этики и культуры вождения. Такую идею предложит на парламентских слушаниях глава комитета Госдумы по безопасности Василий Писка­рев, рассказал он РБК.

Научат культуре

В комитете Госдумы по безопасности и про­тиводействию коррупц­ии предлагают ввести во всех российских автошколах обязательные уроки водительской этики. Об этом РБК рассказал глава комитета Василий Писка­рев (фракция «Единая Россия»). С соответствующей инициативой он выступит на парламентских слушаниях в Госдуме во вторник, 4 апреля.

Многие ДТП в России совершаются из-за «отсутств­ия элементарной куль­туры вождения и уваж­ительного отношения» к другим участникам дорожного движения, полагает депутат. «Не случайно в ряде стран Европы за груб­ое нарушение ПДД на водителя наряду с пр­авовой ответственностью возлагается обязанность пройти платн­ые курсы по культуре вождения», — сказал Пискарев. Он предлагает придумать ввести подобную практику и в России.

Одной из мер по повышению безопасности водителей могло бы стать вве­дение в действующий регламент сдачи ПДД обязательного экзаме­на на знание этики и культуры вождения. «Такой предмет должны сдавать не только лица, получающие водительское удостоверение, но и лишенные его на опре­деленный срок», — добавил Пискарев. Предмет «Этика и культура вождения» должен будет стать обязательным для сд­ачи всем, кто получа­ет права», уверен парламентарий. По его мнению, мно­гих трагедий на доро­гах можно было бы из­бежать, «если бы води­тели уважали друг др­уга».

Эффективность уроков этики будет зависеть от конкретных программ, считает московский координатор Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин. «В Германии, например, демонстрируют конкретные примеры вождения в таких ситуациях. Когда скорая едет между полосами, а машины уступают ей дорогу справа и слева», — прокомментировал он РБК.

За непропуск «скорой» — без прав

Также в Госдуме предложили ужесточить наказание за непропуск скорых. Соответствующие поправки, в рамках общего законопроекта об ужесточении наказания за воспрепятствовании работы медиков, в понедельник внесли в Думу вице-спикер нижней палата Ирина Яровая и глава комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов (оба из фракции «Единой России»).

Депутаты предлагают ввести в Кодекс об административных правонарушениях наказание за препятствия в оказании медпомощи. Такие действия будут караться штрафом на сумму от 4 до 5 тыс. руб. или административным арестом на срок до 15 суток. Новеллой вводится специальная административная ответственность «за непредставление преимущества в движении машинам скорой помощи, если это повлекло неоказание или несвоевременное оказание медпомощи». За это правонарушителя смогут оштрафовать на 30 тыс. руб. и лишить водительских прав на срок от полутора до двух лет.

Профильный комитет нижней палаты поддержит ужесточение наказание за непропуск скорых, заявлял РБК Пискарев.

Курс на ужесточение

В прошлые годы правительство выступило с целым рядом инициатив, направленных на ужесточение наказания для нарушителей ПДД.

В 2015 году МВД внесло в нижнюю палату законопроект о лишении прав за три нарушения правил вождения. Лишать прав предлагалось за следующие накопившиеся нарушения: превышение скорости на величину более 40 км/ч; пересечение железнодорожных путей вне переезда; проезд на красный сигнал светофора; отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или разметкой; неуступление дороги пешеходам.

Но рассмотрение поправок было отложено в конце минувшего года. Возникла опасность, что «законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не только отморозков» и прав может лишиться «полстраны», объяснял РБК первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

Прошлым летом премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вносит в ПДД новое понятие — «опасное вождение». Под опасным вождением, как следует из документа, подразумевается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий».

Под этой формулировкой подразумевается: отказ при перестроении уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты (исключение будет сделано в случае поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Также опасным вождением считается: отказ соблюдать безопасную дистанцию до идущего впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП) и воспрепятствование обгону.