Абонент "МегаФона" наказал оператора за нарушение тайны связи

Арбитражные суды Московского округа защитили детализацию звонков абонентов "МегаФона" и "МТС" от чиновников Банка России, которые хотели получать их без санкции суда, опираясь на разъяснения Конституционного суда о тайне связи. Но теперь те же самые толкования КС позволили клиенту "МегаФона" инициировать наказание для компании.

В январе 2014 года абоненту "МегаФона" А. Миленкову не понравилось, что у "посторонних лиц" – к ним абонент отнес консультантов фирменных салонов – есть доступ к базе персональных данных оператора и детализациям вызовов. Он задумался, не нарушает ли компания тайну телефонных переговоров, охраняемую статьей 23 Конституции, ведь салоны связи обслуживает его "дочка", ОАО "МегаФон Ритейл", а у той нет лицензии оператора связи, и на нее не распространяются его обязательства по защите тайны телефонных переговоров, говорится в жалобе Миленкова в Роскомнадзор (есть в редакции).

Миленков обратился в салон связи, и его сотрудники рассказали, что "МегаФон Ритейл" приобрел у материнской компании "эксклюзивное право доступа к автоматизированной системе расчетов с абонентами". "В целях увеличения прибыли ОАО "МегаФон" де-факто "приторговывает" тайной связи своих и чужих абонентов", – поделился Миленков опасениями с ведомством. Напомнил он и о разъяснениях Конституционного суда, которые помогли "МегаФону" и "МТС" отстоять в арбитражной кассации право не выдавать детализацию звонков чиновникам Банка России без санкции суда в рамках антиинсайдерских расследований. В определениях КС от 2 октября 2003 года № 345-О и № 528-О от 21 октября 2008 года говорится, что детализация относится к тайне телефонных переговоров, и получить ее без согласия абонента можно лишь по решению суда. А согласия не было, утверждал Миленков, как и судебных решений, обязывающих оператора нарушить тайну связи.

Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Москвы (дело А40-57559/2014), и в его решении были озвучены выводы ведомственной проверки. "МегаФон" предоставил своей "дочке" право сбора и хранения персональных данных абонентов и доступ к детализации счетов, установили сотрудники Роскомнадзора. Но оператор обязан был хранить тайну телефонных переговоров согласно лицензии, закону о связи и правилам оказания услуг подвижной связи, признал суд. Ответные доводы оператора в решении суда первой инстанции не отражены, а апелляционную жалобу юристы "МегаФона" редакции не предоставили.

Сперва АСГМ, а за ним и 9-й апелляционный арбитражный суд согласились, что "МегаФон" надо оштрафовать за подобные действия на 30 000 руб. Эту санкцию предусматривает часть 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (предпринимательство с нарушением условий лицензии, максимальный штраф для юрлиц 40 000 руб.). Апелляция вынесла резолютивную часть своего постановления вчера. Дело может стать первым подобным: в картотеке арбитражных дел аналогичных споров ведомства с ОАО "РТК", ретейловой "дочкой" МТС, найти не удалось.

Сам заявитель рассказал "Право.Ru", что жалоба была "пробной". "Хотел понять сам и помочь понять правоприменительным органам, где заканчиваются требования Конституции РФ в части обеспечения тайны телефонной связи и где начинается волюнтаризм операторов, де-факто нарушающих Конституцию РФ по гражданско-правовому договору с аффилированным лицом", – сказал абонент.