10 февраля 2014 года Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал принять в первом чтении законопроект № 418707-6 "О почтовой связи" (далее – Законопроект). Его основная цель – усовершенствование рынка почтовой связи путем предоставления населению качественных услуг, обеспечения безопасности работников и пользователей, а также создания условий для развития конкуренции (ч. 2 ст. 1 Законопроекта). Напомним, в настоящее время действует Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – Закон). Принятый еще в конце прошлого века документ несколько раз актуализировался, однако, до конца так и не отразил кардинальных изменений в структуре участников рынка, а также перечня предоставляемых услуг.

Одним из главных преобразований, предусмотренных Законопроектом, является создание единой почтовой электронной системы (ст. 21 Законопроекта). Ее создание вызвано глобальной компьютеризацией общества и основано на положениях Государственной программы РФ "Информационное сообщество (2011-2020 годы)", а также положениях Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Эта информационная система предназначена для пересылки почтовых отправлений в электронной форме, в том числе в рамках электронного документооборота. Надо отметить, что доступ к ресурсу будет осуществляться через виртуальные отделения почтовой связи, а вся пересылаемая корреспонденция будет направляться на официальный почтовый электронный ящик адресата с отметкой календарного почтового штемпеля (ст. 19 Законопроекта). 

Штемпелевание почтовых отправлений, сопроводительных и иных документов в электронной форме осуществляется путем присоединения к указанным почтовым отправлениям и документам дополнительной информации, подписанной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ч. 4 ст. 18 Законопроекта).

Среди нововведений Законопроекта – изменение структуры почтовой связи. Так, в зависимости от назначения, способа и условий пересылки почтовая связь будет подразделяться на универсальную и курьерскую (ч. 1 ст. 5 Законопроекта). Универсальная почтовая связь предназначена для пересылки всех видов почтовых отправлений на территории страны. Особенность курьерского вида почтовой связи будет заключаться в получении пользователями почтовых отправлений в кратчайшие сроки. Напомним, что действующая ст. 9 Закона не предусматривает пересылки почтовых отправлений курьерской доставкой.

Кроме того, по сравнению с действующим сегодня законом, планируется дополнить понятийный аппарат. Так, в ст. 2 Законопроекта включены понятия "услуга курьерской почтовой связи", "электронное письмо", "виртуальное отделение почтовой связи", "почтомат" и др. А определение "почтовые отправления" будет дополнено понятием "почтовый денежный перевод" согласно Соглашению о почтовых платежных услугах (Всемирный почтовый конгресс, г. Женева, 2008 год).

Законопроект также предусматривает создание новых типов отделений почтовой связи. К ним относятся отделения автоматизированного и передвижного типа. Отделения автоматизированного типа будут предназначены для самообслуживания пользователей с помощью почтоматов, платежных терминалов и терминалов доступа в Интернет (п. 5 ч. 3 ст. 15 Законопроекта).

Отделения передвижного типа будут созданы на базе транспортных средств. Их цель – повышение доступности услуг связи и оптимизация расходов на содержание стационарных отделений почтовой связи (п. 4 ч. 3 ст. 15 Законопроекта).

Как отмечалось выше, вводится курьерская доставка регистрируемых почтовых отправлений. Она будет осуществляться на основании лицензии оператора почтовой связи и договора, заключаемого в письменной форме с пользователями услуг. В случае утраты, повреждения, недоставки или нарушения договорных сроков оператор курьерской почтовой связи будет нести ответственность, согласно договору (ст. 41 Законопроекта).

Планируется установить лицензирование деятельности как по оказанию услуг универсальной, так и курьерской почтовой связи.

Лицензия на оказание универсальных услуг будет давать право на выполнение операций, необходимых для оказания почтовой связи (ст. 12 Законопроекта). Лицензия на оказание курьерской почтовой связи – на пересылку регистрируемых почтовых отправлений, таких как почтовые карточки, письма, мелкие пакеты и посылки (ст. 36 Законопроекта).

Определено, что лицензия на оказание услуг универсальной почтовой связи будет выдаваться на 10 лет, на оказание услуг курьерской почтовой связи – на пять лет (п. 5 ст. 10 Законопроекта № 418736-6). Данные изменения могут быть внесены в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи".

Не остались в стороне и работники оператора почтовой связи, ответственные за прием почтовых сообщений. Предполагается, что они должны проходить регулярное обучение и аттестацию по вопросам безопасности и противодействия террористическим актам (ч. 4 ст. 43 Законопроекта).

В случае принятия законопроекта потребуется внесение изменений в другие законодательные акты. На данный момент изменения уже оформлены в соответствующий законопроект и ожидают своей очереди рассмотрения (законопроект № 418736-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи") (далее – законопроект № 418736-62).

Предусмотрены изменения в КоАП РФ, предполагающие установление административной ответственности за:

  • нарушение требований по обеспечению безопасности пересылки почтовых отправлений в виде штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • нарушение правил пользования абонентскими почтовыми ящиками в виде предупреждения или штрафа на граждан в размере до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц – до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • нарушение нормативных сроков пересылки и утрату почтовых отправлений в виде штрафа на должностных лиц в размере до 1 тыс. руб. или до 5 тыс. руб. соответственно; на юридических лиц – до 10 тыс. руб. (ст. 8 законопроекта № 418736-6).

В связи с отсутствием в законопроекте понятия "организация федеральной почтовой связи" изменения затронут и НК РФ. Предложено передать полномочия и обязанности, установленные НК РФ, для организации федеральной почтовой связи, операторам универсальной почтовой связи (законопроект № 418752-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи"3).