Россия оказалась в лидерах среди европейских стран по предрасположенности к взяточничеству и махинациям с отчетностью, показывает опрос компании Ernst & Young. При этом каждый пятый европеец признается, что готов дать взятку для решения вопроса.
Согласно результатам опроса проведенного компанией Ernst & Young, свыше трети опрошенных сотрудников крупных европейских компаний готовы предлагать денежные средства, подарки или раскошелиться на представительские расходы для получения нового контракта.
Проведенный в 25 европейских странах опрос, в котором участвовали более 2300 человек (от рядовых сотрудников до руководителей высшего звена), показал, что в целом же две трети европейских респондентов признают, что взяточничество и коррупция широко распространены в их странах. 59% респондентов полагают, что ради достижения поставленных целей руководители готовы поступиться этическими принципами, причем данное мнение разделяет половина самих руководителей, участвовавших в опросе.
Причем 40% указали на то, что за время экономического кризиса, наблюдавшегося в течение последних двух лет, данная проблема только усугубилась.
При этом Россия лидирует среди других европейских стран по целому ряду коррупционных "показателей". Если взятка произошла, то в России она, скорее всего, будет иметь денежную форму, считают 39% опрошенных, в то время как в Норвегии данные действия пользуются наименьшей популярностью, и к ним готовы прибегнуть лишь 6% опрошенных.
Лидирует Россия не только по числу респондентов, готовых давать взятки деньгами. О готовности дать взятку дорогими подарками, чтобы уладить дела, заявили 26% российских респондентов опроса (больше только в Турции - 32%). И лишь Греции мы уступаем в готовности решать вопросы за счет организации отдыха в качестве взятки - 25% российских респондентов вполне допускают такой вариант решения вопросов бизнеса против 26% респондентов из Эллады.
Мы впереди Европы всей и в части махинаций с финансовой отчетностью. 37% российских респондентов упомянули о случаях значительного мошенничества, произошедших в их компаниях за последние два года. И это самый высокий показатель в Европе. А 13% участников опроса допускают возможность использовать ложные финансовые сведения о результатах работы компании.
При этом лишь одна пятая ответивших в России на вопросы (второй с конца результат в Европе) констатировала усиление мер, предпринимаемых их компаниями для противодействия корпоративному мошенничеству.
"Ситуация парадоксальная и очень тревожная. С другой стороны, именно она позволяет компаниям ожидать "быстрых побед" от реализации мер по противодействию мошенничеству", - отмечает руководитель отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях в СНГ Иван Рютов, цитируемый в исследовании E&Y.
Как показывают результаты исследования, сотрудники европейских компаний полагают, что профессиональная честность позволяет достичь больших успехов в бизнесе. По мнению 75% опрошенных, этичное поведение несет в себе ощутимые коммерческие преимущества. При выборе работодателя несомненное предпочтение отдается компаниям, известным своим серьезным отношением к соблюдению этических норм. При этом 45% респондентов отметили, что не хотели бы работать в компании, вовлеченной в крупное судебное разбирательство по делу о взяточничестве или коррупции.