Использовать примирительный потенциал медиации в исполнительном производстве предлагает Минюст. Для этого министерство предлагает внести в закон "Об исполнительном производстве" изменения, регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации.

Вступивший в силу с 1 января 2011 года закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)" не регулирует вопросы медиации в рамках исполнительного производства, поскольку предполагается, что спор о праве уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. "Однако в рамках исполнительного производства часто существуют разногласия между сторонами, в том числе, относительно способов и методов исполнения судебного акта. Также примирительный потенциал медиации востребован при реструктуризации задолженности, проведении соответствующих переговоров между должником и кредитором", говорится в проекте "Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений на период 2011 — 2020 годы".

Минюст отмечает, что "обращение сторон исполнительного производства к медиатору должно влечь приостановление исполнительного производства судом на определенный законом срок, но не его прекращение".

Кроме того, подчеркивается в проекте Программы, "медиативные процедуры в исполнительном производстве не призваны стать альтернативой деятельности судебного пристава, а направлены на обеспечение дополнительных правовых и экономических возможностей для урегулирования разногласий".

Согласно статистике Службы судебных приставов, "количество исполнительных документов, поступающих на исполнение в ФССП России, ежегодно увеличивается опережающими темпами". С 2003 по 2010 год количество находящихся на исполнении у судебных приставов-исполнителей исполнительных производств возросло почти в три раза. По состоянию на 31 декабря 2010 года на исполнении в ФССП России находилось 50,8 миллионов исполнительных производств, что на 14,6% больше, чем годом ранее.