Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве выявило в течение прошлого года восемь картельных соглашений, в том числе три факта сговора на торгах. Впервые материалы по сговорам переданы в правоохранительные органы для возбуждения дел по статье 178 Уголовного кодекса.

Об этом сообщил вчера журналистам на пресс-конференции глава Московского УФАС Владимир Ефимов.

Грозная 178-я у нас пока практически не применялась. Сейчас по всей стране возбуждено по этой статье несколько дел, но пока они еще не дошли до логического конца. Дело в том, что она состоит из нескольких частей. Там, где речь идет о наказании за злоупотребление доминирующим положением, к ответственности привлекаются люди, совершившие повторное нарушение закона. Однако, как не раз повторял глава ФАС Игорь Артемьев, эта часть статьи - "для особо одаренных", которые способны неоднократно наступить на одни и те же грабли.

Другая же часть статьи предусмотрена для согласованных действий, картелей. Это самые тяжкие нарушения законодательства, которые сразу влекут уголовную ответственность. Однако и доказать их наиболее трудно, поэтому таких дел немного и готовятся они долго и тщательно.

Как сообщил Владимир Ефимов, УФАС заинтересовалось результатами торгов на поставки продуктов питания в столичные школы, противогололедных реагентов и системы обеспечения безопасности города.

Обычно в результате честного торга происходит снижение цены не менее чем на 10 процентов. А в этих случаях снижение было чисто символическим - на 0,5-1 процент.

В результате расследования антимонопольщики установили, что по каждой госзакупке было выставлено по несколько лотов, и поставщики до торгов договорились, кто какой лот берет. В результате, по оценкам УФАС, городскому бюджету нанесен ущерб в сумме более 100 миллионов рублей.

В этих трех случаях, по словам Владимира Ефимова, вина чиновников никак не просматривается. Но в целом по итогам года именно к представителям власти у антимонопольщиков возникло больше всего вопросов. В прошлом году количество нарушений в сфере размещения государственного и муниципального заказа по городу Москве оказалось в два с половиной раза больше, чем в 2009-м (3759 нарушений против 1441).

Самое распространенное - необоснованный отказ в доступе участника к торгам - 616 доказанных случаев. На втором месте - требования к участникам либо к заявке противоречат закону (338 случаев). Нередко происходит и необоснованный допуск к торгам (160 случаев).

Впрочем, с переходом с этого года на электронные торги при обязательном условии анонимности участников подобные нарушения, по идее, должны свестись к минимуму.