Высший арбитражный суд начал в Интернете сбор жалоб и предложений на свои электронные сервисы: доходят ли судебные решения по SMS, хорошо ли читаются арбитражные дела на компьютере и не спит ли электронный страж.

В арбитраже надеются, что глас народа поможет улучшить так называемое электронное правосудие, а быть может, и подскажет новые идеи. Пока же безусловным хитом сезона является электронный страж: любой человек сможет поставить, условно говоря, на звонок свою организацию и получать сигналы, когда против нее подадут иск и заведут дело в суде. Также система будет автоматически отслеживать все движения в процессе, чтобы оградить человека от каких-либо неожиданностей. Либо с помощью SMS, либо по электронной почте организацию сразу предупредят, что, например, суд решил арестовать ее имущество.

Конечно, стороны процесса положено уведомлять. Но иногда система дает сбой и для коммерсантов какие-то судебные постановления или процедуры становятся неприятным сюрпризом. Такие схемы используются, скажем, когда одна компания-конкурент хочет раздавить другую или банальные рейдеры положили глаз на чью-то собственность. Да, тайное рано или поздно становится явным, но, увы, бывает слишком поздно. И пусть пострадавшая сторона потом опротестует решение и докажет в другой инстанции свою правоту: финансовые потери могут оказаться невосполнимыми.

Электронный страж от Выс шего арбитражного суда предлагает застраховать коммерсантов от заочных бед, а в целом это получается еще одна антикоррупционная мера. Правда, у новой системы есть один существенный недостаток: она распространяется только на участников арбитражных процессов. Нечто подобное не помешало бы и в судах общей юрисдикции.

На сайтах Высшего арбитражного суда и арбитражных судов недавно появился еще один совершенно новый электронный сервис: система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата судов. При этом отправка электронной жалобы не требует направления ее копии в бумажном виде нарочным или почтой.

- Основным преимуществом сервиса "Система подачи жалоб" является автоматическое формирование и направление заявителю уведомлений о статусе и результатах рассмотрения жалобы, в том числе и официального ответа из суда, по электронной почте, - рассказывают в Высшем арбитражном суде. - Такой сервис позволит более оперативно реагировать на жалобы граждан и юридических лиц, поданные на действия судей и работников аппарата арбитражных судов, и сделает работу судов по их рассмотрению более прозрачной и понятной.

Также президиум Высшего арбитражного суда впервые в судебной практике приступил к видео трансляции заседаний. Увидеть, как высшая арбитражная инстанция рассматривает дела, можно в рубрике "Президиум онлайн". Заседания записывались с апреля этого года, и сейчас все они хранятся в архиве. Любая из записей доступна, пользователь Сети в любой момент может выбрать и просмотреть конкретное дело, интересующее именно его.