На ближайшем заседании в среду, 16 июня, Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект № 369567-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О персональных данных" и статью 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", которым из числа судебных актов, подлежащих размещению в Интернете, исключаются судебные приказы.

Автор проекта ФЗ, зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству А. Москалец так мотивировал свою законодательную инициативу: "В судебном приказе указываются… дата вынесения приказа, персональные данные взыскателя и должника… размер подлежащих взысканию денежных сумм или обозначение и стоимость подлежащего истребованию движимого имущества… В судебном приказе не содержится мотивировочной части… где указываются установленные судом обстоятельства дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах… Иными словами, отсутствует информация, имеющая значение и представляющая интерес для неограниченного круга лиц, в целях доступа которых к такой информации судебный акт размещается в сети Интернет".

Ко второму чтению текст законопроекта изменился почти полностью. Из него исчезло всякое непосредственное упоминание о судебных приказах. Взамен предлагается уже содержащийся в ФЗ "Об обеспечении доступа…" перечень не подлежащих размещению в Интернете текстов судебных актов дополнить новым (весьма косноязычным) пунктом "8. В соответствии со статьей 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

СПРАВКА. Статья 126 ГПК РФ. Порядок вынесения судебного приказа. 1. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. 2. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Другая новация в законопроекте — предложение заменять инициалами или псевдонимами имена ряда участников процессов в судах общей юрисдикции при публикации материалов в Интернете.

Ниже следует текст законопроекта второму чтению, предоставленный пресс-службой Госдумы:

" Статья 1

Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в статью 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года
№ 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6217) следующие изменения:

1) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.";

2) часть 5 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) в соответствии со статьей 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года. "